Последнее возвращение
Возвращаюсь к себе,
возвращаюсь в себя,
в мой затерянный дом
на краю января,
в мой утраченный рай,
в мой пустынный вертеп,
в запорошенный край,
в заповеданный свет.
Здесь мне плакать и петь,
здесь мне каяться век
и в сердечную клеть
не пускать мёртвых рек,
здесь иссопом кропить
тени чёрного дня.
Разве был я убит?
Я вернулся в себя:
в светоявленный скит,
в серебро января.
2001 г.
Премудрость Божия
Опыт Богопознания
Я изучал узоры белых струй,
я восходил на огневидные холмы.
Искал я взором искру в небе ту,
которую не видят очи злых.
Но я тогда молиться не умел,
и спутником моим был чёрный волк.
За грань доступного я заглянуть не смог,
а в Божий храм войти я не посмел.
Тогда Ты Сам пришёл в мой ветхий дом,
пришёл и сел, и сердце мне согрел,
хлеб преломил и сердце мне возжёг.
Мне жизнь былая показалась сном
и я пошел в небесный Твой чертог,
я полетел в небесный Твой удел.
О, беловидные узоры вышних сфер,
о, серебро воздушное огней!
Здесь воцариться жаждал Люцифер,
но был повержен он Царём царей.
Царь мудрости, Царь сущностей живых,
Ты Сам - Премудрость, Книга из всех книг.
Вникая в Благовестие Твоё,
душа мудреет и становится святой.
Она бальзам спасенья пьёт и пьёт,
и освящается небесной красотой.
Повержены и Будда, и Аллах.
На небе правит только Царь царей.
Я полюбил узоры на крестах,
я восходил на паперти церквей.
1999 г.
1. Премудрость Божия - Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Сын Божий.
Позволь мне, Боже...
I.
Позволь мне не участвовать во зле,
жизнь в руки предаю Твои, мой Боже.
Сокрой меня во внутренней стране.
Пусть на меня печать Твой Крест наложит.
Открой мне кладезь огнезрачных дум
и осени крылом Своим мой ум.
Развеется костров осенних дым.
Уйду одним, а возвращусь другим.
А вместе с дымом вдаль уйдут слова.
Орёл1 расправит два своих крыла.
Взмах. Вспышка. Мрак2... Златая белизна.
Так в сердце возрождается Весна.
II.
Позволь мне не молчать о зле,
на Крест пойти позволь
и у Креста найти Твой след,
и обрести покой.
1999 г.
1. Орел - личный символ св. апостола Иоанна Богослова; здесь - как символ Божественного откровения человеческому сердцу.
2. Согласно свято-отеческому учению пресветлый мрак созерцают делатели непрестанной молитвы. Сущность же Божества как бы сокрыта этим Божественным мраком и недоступна для созерцания.
Там, где кончается ночь
Власть ночи кончается там,
где начинается день.
Власть смерти кончается там,
где оживает сирень.
Ум сходит в сердечный храм.
И к небу крепятся якоря,
и расцветает заря,
как россыпи янтаря.
Играет надзвёздный орган.
И музыка льётся к нам.
И мы просыпаемся и... каемся.
1999 г.
Последние строки
Бывают дни и эти дни Твои,
мой Боже, мой Спаситель, мой Творец,
когда душа невидимое зрит
и на лету перегоняет птиц.
Она над миром сумрачным парит
и видит всё: вот казнь готовит кесарь,
вот плачет женщина, дитя её кричит,
вот беглецы уходят тёмным лесом.
Куда ни глянь, куда ни посмотри:
там рабство, здесь разврат и всюду палачи.
Познавший жизнь навеки замолчит,
всё возвращается на прежние круги.
Излит Твой алавастровый сосуд
на грешный мир, прельщённый суетой.
Но мир опять вершит неправый суд,
не дорожа небесною росой.
А Ты всё ждёшь, всё долготерпишь нас,
а мы - гробы, окрашенные в кровь.
И даже в этот предпоследний час
мы отвергаем вышнюю любовь.
Краснеет гиацинтовый1 восток.
Вот-вот зазолотится небосклон.
Ночь позади. Последний бью поклон
и ставлю многоточье после строк...
1999 г.
1. Гиацинт - драгоценный камень красноватого цвета с алмазным блеском.
Сопоставление несопоставимого
А на дворе снежит,
ветер кружит, кружит.
Ветер стучит в окно,
а за окном темно.
В храме святом тепло,
дети поют, поют.
В храме душе светло,
в храме - Любви приют.
1999 г.
Вехи незримого пути
I.
Не нарушая тишины,
стараясь шествовать неслышно,
туда, куда нас вел Всевышний,
с молитвою вступали мы.
Души небесная зеркальность,
как птица Феникс обновлялась1.
Незримо-зримая реальность
приоткрывалась в каждом звуке.
Цель жизни в Слове прояснялась,
и возрожденье - в крестной муке.
II.
Путь держа среди седой вселенной
к тихому пристанищу Владычню,
в тишине нетленно-неизменной
ставили мы вехи вышней жизни.
Наши вехи на пути незримом -
не столбы, пронзающие почву,
а нетварный, сердцем износимый
свет Фаворский, тихий, непорочный.
2000 г.
1. Феникс - легендарная птица, каждые 500 лет возрождающаяся из пепла. В святоотеческой традиции - символ воскресения (Свят. Климент Римский, свят. Кирилл Иерусалимский).
Белая бабочка
Философский этюд
- "Белая бабочка, что предстоит тебе?".
- "Мне предстоит полететь на огонь, на огонь".
- "Милая, ты ведь умрёшь в огне".
- "Нет, не умру, я одену огня филонь".
- "Что же, скажи, разве есть утешенье в огне?
Разве не он превратил нашу землю в золу?
Бедная бабочка, нужно ли это тебе?
Может быть, лучше закутаться в сонную мглу?
Может быть, станешь и ты, наконец, как все?
Будешь огонь обползать, как червяк?".
- "Добрый бескрылый ты мой человек-чудак,
белые бабочки не умирают в огне".
И полетела она на свечу...
Больше не виделись с бабочкой мы.
Стала ли светом, вернулась ли в тьму
белая бабочка? Я умолчу...
Пока умолчу.
2000 г.
Виноградная гроздь и ржавый гвоздь
Философский этюд
Кто повесил на гвоздь
виноградную гроздь?
Какая в этом премудрость?...
В день, когда стрелы боли
пронзят нас насквозь
и огнём опалит искромётная злость,
и засовы задвинет неволя,
в этот день нам припомнится алая гроздь,
виноградная, сочная, сладкая гроздь
и пронзивший её ржавый выгнутый гвоздь.
Разве можно представить их врозь?
2000 г.
Утро.
К Фридриху Гельдерлину
"После утра Христова все слова потеряли значенье:
легкий ветер, узор на песке".
(Ф. Гельдерлин)
После утра Христова
все слова обрели завершенье:
русский север, узор на стекле.
Обретается снова
сила слова "Прощенье".
И свеча тает в детской руке.
2000 г.
1. Немецкий поэт, живший в конце XVIII -начале XIX веков.
Тесные врата
"Входите тесными вратами" (Матф. 7, 13)
Входите в золото икон,
дышите свежим ветром крыльев
и, тело положив в поклон,
входите в Царство ненасилья.
Входите в горние сады.
Там жемчугом блестят деревья,
белы, как сахар, птичьи перья
и снежно-пламенны цветы.
Туда ведёт известный путь:
быть верным, даже до распятья.
На нас не пожалеют пуль.
О, если б вытерпеть нам, братья.
2000 г.
Таинство
Роса упадёт на траву,
коснётся руки рука,
и внидет душа к Жениху,
в море войдёт река.
Подснежник цветёт на снегу -
любовь, как алмаз, крепка.
2000 г.
Разговор с душой
на преполовении жизненного пути
- Ещё покоя ты не знала,
еще не ведала затишья,
душа моя, душа больная,
что знаешь ты о доле вышней?
- О доле вешней1, о Всевышнем,
я знаю только понаслышке,
по древлеправославным книжкам
да по зарниц искристым вспышкам.
- Так чтож ты плачешь неутешно,
душа моя, душа больная,
весны ли чаешь ты нездешней
иль вестников крылатых рая?
- Того и жду, того и чаю,
чего не ведаю, не знаю,
во что лишь верой проникаю,
когда молюсь, когда страдаю...
Ещё покоя я не знаю,
ещё свет вечности не вижу,
но с каждой скорбью приближаюсь
я к небу ближе.
2000 г.
1. Вешняя (архаич.) - весенняя.
Надпись на могильной плите
Сокрой в руке тепло земли,
завет мой в сердце сохрани:
я не дошёл, а ты дойди,
где я закончил, ты начни.
Земля с могилы - чернозём.
Поверь, мой друг, не весь я в нём.
Душа жива, хотя едва
приметна... Как взмах крыла -
кадила взмах.
Не весь я прах, не весь я прах.
В твоей молитве - жизнь моя:
молись Христу, молись, любя.
2000 г.
Ожидание встречи
Не сберёг я одежды брачные
и облёкся в одежды мрачные,
и с Твоей, Боже, светлой ве?чери
я ушёл на страну дале?че.
Я скитался, подобно Каину,
безутешный и неприкаянный,
от Лица Твоего скрывался,
благодати Твоей боялся,
гнил годами в тюрьме одиночества,
отвергал чудеса и пророчества...
Много плакать и много каяться
нужно мне, пока милость явится,
и мои одеянья мрачные
превратятся в одежды брачные,
и прозреют незрячие очи,
и пойму я язык пророчеств,
и Жених невечерней вечери
в моём сердце назначит встречу.
2000 г.
Духовная брань
Снова мы, яко птицы
будем Господу петь,
непрестанно молиться
и всё терпеть.
Снова небо клубится
дымом наших потерь.
Тебе счастье приснится,
а ты счастью не верь.
Снова стрелы в полёте.
Снова пленных не брать.
Даром что ли живёте?
Нужно и умирать.
Только смерть не приходит
и уже не придёт.
Кто там за?темно бродит
по туманам болот?
То - не смерть, то - виденье,
вражья прелесть, обман,
падших ангелов пенье,
сладострастья дурман...
Нужно много поститься,
чтоб врага одолеть,
непрестанно молиться
и всё терпеть,
верить, что обновятся
земли, воды и твердь,1
будет попрана смерть,
и снега заискрятся.
Только нужно молиться
и всё терпеть,
непрестанно молиться
и всё терпеть,
терпеть.
2000 г.
1. Твердь (церк.-слав.) - небо.
В ночи
Беседую с сердцем моим
в ночи.
Мудрость земная - дым.
Молчим.
На языке мирском,
друзья,
речи вести о святом
нельзя.
Беседую с сердцем своим.
Оно
стало другом моим
давно.
А именно с той поры,
когда
кончилось время игры.
Года
растворились, как дым.
Молчим.
Беседую с сердцем моим
в ночи.
2000 г.
Причастие
Когда я ослепну для мира,
для неба прозрев,
я Тайн причащусь из Потира,1
сердце Огнём согрев.
2000 г.
1. Потир - евхаристическая Чаша, из которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых.
Сердце
В ночи про сердце не забудь,
в пути про сердце не забудь,
в бою про сердце не забудь.
Молись и верь - когда-нибудь
всё, что для сердца сделал ты,
оно вернёт тебе сполна.
Молитвы мягкая волна
теплом любви наполнит грудь.
В бою про сердце не забудь,
в пути про сердце не забудь,
в ночи про сердце не забудь.
В молитве сердца - жизни суть.
2000 г.
Чётки
Чётки, оживите под моей рукой,
к Богу возведите узкою тропой,
лествицей заветной, дверью золотой.
Чётки, пробудите дух уснувший мой.
2000 г.
Ощущение Святой Земли
Эта ли свеча - Твоя свеча?
Эта ли печаль - моя печаль?
Море Галилейское. Причал.
Черный Крест на трепетных плечах.
Юноша, упавший на бегу.
Сладость смоквы, втоптанная в пыль.
Здесь на каждом сделанном шагу
восстаёт евангельская быль.
Прокуратор ночью у окна.
Воины на биваке не спят.
О, души заветная страна -
тернием увитый вертоград.
Эта ли печаль - Твоя печаль?
Эта ли свеча - моя свеча?
Море Галилейское. Причал.
Черный Крест на трепетных плечах.
2001 г.
Богоявление
Рисует иней на земле
изящные картины света,
и в бирюзу земля одета,
кресты на храмах в серебре.
Рисует иней на земле
прообразы Господня лета.
Всё замерло и ждёт ответа.
И вот приходит в январе
Богоявление.
2000 г.
Цвет чистоты
Белый снег на зелёной траве.
Белый свет на Фаворской горе.
Белый Ангел за спиной у тебя.
Белый вестник погоняет коня.
Белый хлеб в огнезрачном вине
станет Телом белым Христа.
Покаяние в общей вине
белой розой цветёт у Креста.
2000 г.
Призвание
Необходимо жить и познавать
в себе самом основы мирозданья.
Единственно-неложное призванье -
в своей душе Град Божий созидать
и узнавать черты иного мира,
и восходить по лествице эфира.
Истлеют гордый виссон и порфира,
повержен будет пьедестал кумира;
и только вечное свой образ сохранит,
в себе самом себя отобразит.
2001 г.
Тихие заповеди
Ничего не нужно объяснять.
Нужно выйти из могильной тени,
опуститься тихо на колени
и глаза к Распятию поднять.
Ничего не нужно говорить.
Нужно помолиться о немногом,
сердцем не лукавить перед Богом,
слёзы покаянные излить.
Никого не нужно осуждать.
Бог - Судья и праведных, и грешных.
Он осушит слёзы неутешных
и простит, как любящая мать.
Никого не нужно принуждать.
Нужно стать звездою говорящей,
среди тьмы, торжественно горящей.
Нужно научиться сострадать.
2000 г.
О главном
Душа моя, о главном помолчим.
Теперь не время пустословить зря.
Бог - это Свет. И Он неизъясним.
Он на кресте распялся за меня.
2000 г.
| |
|