Четыре года я мечтала о поездке в Вырицу. Книги и статьи о вырицком старце Серафиме и его духовных чадах, документальный фильм, а главное — помощь преподобного, которую я явно ощутила в своей жизни, призывали к паломничеству. Но всё же поездка в этот посёлок Ленинградской области казалась мне несбыточной мечтой. И вот теперь, собираясь в Питер, я твёрдо решила: мне очень нужно в Вырицу. Больше откладывать нельзя. Я еду с благодарностью!
Тёплый августовский день. Суббота. Электрички, отходящие с Витебского вокзала, полны народа. Вырица находится в 60 км от Питера — электричкой на Оредеж ехать всего лишь час. Пейзаж за окном поезда очень напоминает подмосковный. Но минут за пятнадцать до Вырицы всё меняется — начинаются сосновые леса, которыми так славится эта местность.
Вот и железнодорожная станция Вырица. Одно из первых впечатлений — удивительно свежий, пропитанный хвойным ароматом, густой, сочный воздух. Мы с мужем сокрушаемся: жаль, что этот воздух никак не запечатлеть!
Спрашиваем людей, как добраться до храма Казанской иконы Божией Матери. Не знают. Выручает продавщица газетного киоска: «Идите всё время вперёд по дороге. Если есть время — пешком. Минут двадцать-тридцать идти». Всё точно: около 3 км, сначала по Коммунальному проспекту, а потом — по проспекту Кирова. С правой стороны остаётся река Оредеж с её живописным пейзажем. Идём по узкой обочине поселковой дороги. Какое счастье — хоть немного потрудиться, а иначе мы не паломники — «ездоки»!
То и дело по дороге проскакивают машины. Пешеходов же очень мало: за всё время нашего пути к храму лишь четыре-пять человек. Несмотря на большие деревянные дома справа и слева, возникает ощущение едва ли не безлюдности. Казалось бы, в этот благословенный уголок в субботний день должны стремиться паломники, но пока что на дороге мы одни.
Впечатление пустоты местности вскоре разбивает группа людей на правой стороне проспекта. Несколько машин, женщины в длинных юбках. Наши, православные! Дом 49 по проспекту Кирова — это и есть конечный пункт нашего паломничества, храм Казанской иконы Божией Матери и часовня преподобного Серафима Вырицкого. При входе на территорию толпятся люди — есть, есть паломники! Многолюдно и в церковной лавке. Иконы и фотографии преподобного старца, акафисты, книги, свечи…
А вот и Казанская церковь — вторая в Вырице после храма апостолов Петра и Павла. Сооружена в память трёхсотлетия Дома Романовых и освящена в 1914 году. Став самой высокой шатровой церковью в окрестностях Петербурга, она воплотила в себе архитектурные принципы олонецких и вологодских храмов. Создаётся удивительное впечатление лёгкости, узорной изящности, какой-то очень родной «русскости».
Правый придел храма заполнен народом. Священник служит молебен. Сосредоточенно, с чувством. Потом — крещение.
Но главная наша цель — часовня, воздвигнутая над могилами преподобного Серафима Вырицкого и его верной спутницы схимонахини Серафимы (в миру — супруги Ольги Ивановны Муравьёвой). Снаружи часовня кажется такой же родной и близкой, как и Казанский храм. Сколько раз я видела её на фотографиях! И вот теперь — воочию: бревенчатые стены с покатой сероватой крышей и узкой «луковкой», увенчанной большим крестом. На фоне высоких сосен часовня выглядит очень уютно, необычно и даже немного сказочно.
Да и вся территория вокруг Казанского храма Вырицы кажется островком, оторванным от современной стремительной, бурлящей, клокочущей страстями жизни. Этот благословенный островок освящён пребыванием и молитвенным подвигом преподобного старца Серафима. Здесь почивают под спудом его святые мощи.
Входим в часовню. Прикладываемся к могилам старца и схимонахини Серафимы, к надгробным крестам, молимся перед большой иконой преподобного, изображённого в полный рост. Душу здесь охватывают спокойствие, тепло, тишина.
Внутренняя тишина — это то, что ярко ощущается даже в фотографиях преподобного Серафима. Мудрый, всепроникающий взгляд, душевная сосредоточенность. И — тишина. Чувство, столь желанное каждому подвизающемуся христианину, ибо оно является следствием глубочайшей духовной работы, и столь же недостижимое для современного горожанина, обременённого бытовыми проблемами и окружённого «кричащим» миром.
Однако вырицкий старец Серафим бόльшую часть своей жизни провёл именно в миру. Там Василий Николаевич Муравьёв (как звали старца в миру) стал на путь внутреннего делания и подготовил себя к будущему монашескому подвигу. Недаром уже через пару лет после принятия им иноческого сана за духовным советом к нему обращались многие из братии Александро-Невской Лавры и даже — из иерархов церкви.
Да, преподобный Серафим — замечательный пример для современного христианина. Преуспевающий коммерсант, создавший своё дело с нуля, щедрый благотворитель, семьянин. Он очень близок нам и твёрдо убеждает своей жизнью в том, что можно подвизаться среди мира, и быть бесстрастным к богатству, и исполнять евангельские заповеди, и подготовить себя к вечности.
Некоторые духовные чада Серафима Вырицкого покоятся на погосте Казанского храма. Могила с обычным деревянным крестом, надпись гласит: «Схимонахиня Варвара. 1907-1999». Это место упокоения замечательной старицы нашего времени, к которой приезжали за духовной помощью страждущие со всех уголков России, из Болгарии, Греции, Иерусалима. Всё, чему блаженная Варвара учила приходящих к ней людей, она исполнила в своей жизни, — жила просто и смиренно, памятуя о вечности и не размениваясь на услады земного пути. Матушка Варвара и сегодня молится обо всех страждущих.
Пусть жизнь горька и, кажется, не сможем
Преодолеть все скорби, всё понять,
Ты скажешь нам: «Живите вы по-Божьи,
Тогда всё в жизни сможете принять».
(Людмила Тарновская. Памяти схимонахини Варвары Вырицкой)
Могила ещё одной местной старицы тоже находится теперь на погосте Казанского храма. 6 октября 2012 года с вырицкого поселкового кладбища сюда были перенесены честные останки блаженной Наталии (Евстигнеевой) (1890-1976), имевшей от Бога дар прозорливости. При храме ведётся сбор воспоминаний о жизни и свидетельств благодатной помощи старицы для подготовки возможного её прославления. На могилу блаженной Наталии и ныне приходят за духовной поддержкой и молитвенным предстательством.
Территория вокруг Казанского храма в Вырице — действительно островок. Здесь и детская площадка, с которой звучат задорные юные голоса, и гостеприимная трапезная, с очень вкусным обедом, и скамейки, на которых можно отдохнуть и полюбоваться замечательным пейзажем. Из Вырицы не хочется уезжать: благословенное место притягивает сердце. Но уезжать всё же пришлось.
Обратный путь уже известен, идти было легче. Да и дышать тоже. Ибо молится обо всех нас, приходящих к нему, преподобный старец Серафим. Это я знаю точно. И к святым местам, с которыми навечно крепкими невидимыми узами связано моё сердце, прибавилось ещё одно — Вырица, благодатный островок.
| |
|