Рис. 38 Сатирический коллаж на Ватикан
Здесь Папа изображён сидящим на огромном змее с головой собаки. Одна нога у него собачья, а другая – орлиная. С папской тиарой на голове, в багряном плаще и с трёхгранным клинком Атама в правой руке (у сатанинских сект "клинок возмездия" - Атама изготавливается трёхгранным). На шее у него подвешена золотая медаль – сатира (см. ниже).
О подобном "ракурсе" можно прочитать в Откровении Иоанна (Евангелие Апокалипсиса): «и увидел я жену, сидящую на змее… И жена была облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом… и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее» (из Откр. 17:3,4). Кстати, левая рука его (или её, здесь жена - церковь Христа) что-то придерживает "за пазухой", да так аккуратно… (опасается видно расплескать).
Папа пытается уколоть уходящую собаку с головой медведя, стоящую на задних лапах. И змей явно подталкивает к этому действию руку Папы с клинком.
Собака — символ надежной защиты. В мифологии собаку часто связывали с богами подземного Царства Мертвых:
1. Цербер – циничный и свирепый страж ада, один из детей Ехидны и Тифона (сатаны).
«Цербер, в греческой мифологии, - чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охраняющий вход в подземное царство; входящих встречает улыбкой, выходящих - съедает. В более древнюю эпоху Цербера изображали с двумя головами и змеиным хвостом» (Энциклопедии).
«Совместимость Дракона с Собакой. Это неблагоприятный союз. Часто у этих знаков нет общих целей» (Восточный гороскоп).
2. Симплициссимус - символ изменчивости человеческой натуры.
а) «Симплициссимус — вымышленный зверь, похожий на дракона, но с двумя орлиными ногами и хвостом в форме наконечника пики, закрученным петлей (см. рис. - хвост петлёй чуть выглядывает из-под полы плаща). Символизировал войну, зависть, зловоние, бедствие, сатану; а также бдительность. Монстр-балагур. Излюбленный его прием - отвлекать героя шуткой. Рекомендуется держаться с ним настороже и быть готовым к любым неожиданностям, всегда есть риск резкого выпада со стороны монстра» (Мифологическая энциклопедия).
в) Герой одноименного романа Ханса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсхаузена. «Я - меч преходящего счастья, образ изменчивости и зеркало непостоянства жизни человеческой»,— говорит Симплиций о себе.
с) «Симплициссимус — сатирический еженедельник в Германии, издававшийся с 1896 года по 1944 год в Мюнхене, где зачастую умышленно публиковались статьи, провоцировавшие затем скандалы и театральные процессы в судах. Держался крайне враждебной позиции по отношению к её бывшим военным противникам, в особенности к Франции и России» (Википедия).
Прим.: «Когда воины Вильгельма Рыжего (впоследствии Вильгельма I Завоевателя) схлестнулись в решающем сражении при Гастингсе в 1066 году с бриттами, неожиданно с небес спустился орел, из чрева земного выполз мерзкий гад, из самой преисподней вышел дракон. Существа на глазах изумленных ратников сплелись в немыслимый клубок, который через малое время "родил" Симплициссимуса. Бритты увидели в этом дурной знак — битва была проиграна, Британия подверглась жестоким бедствиям и разорению, местные жители навсегда утратили свободу» (Тайны древних монстров).
1.-2. На рисунке сплелись в одну химеру: Папа и дети сатаны - Цербер с Симплициссимусом.
3. Голова медведя у пса.
Медведь символизирует воскресение, новую жизнь, а значит и ритуалы, связанные с переходом. Символ спокойного и миролюбивого человека, которого может охватить гнев, когда его разозлишь. Знак воинов в Северной Европе и Азии.
Медведь как олицетворение России: "Нетрудно догадаться, что слово медведь можно реконструировать на основе метатезы (то есть взаимной перестановки звуков или слогов в словах, например, ведмедь — медведь) санскритского rksha, латинского ursus в виде основы RUS. Медведь в архаичные, древнейшие времена, мог называться РУСОМ, откуда легко выводятся слова русы, Русь, руский, русские — медвежий народ" (книга Леонтьевых А. и М., "Гардарики, Русь и Биармия").
4. Медаль на груди папы Римского.
«Политическая сатира существовала и в прежние времена, в виде сатирических изображений на медалях. Самые ранние медали подобного рода относится к 1543 году, когда в Германии разворачивалось движение Реформации — бурный период ожесточенной идеологической борьбы. Лозунгом этой борьбы стал протест против католической церкви, и не было ни одной политической прослойки общества, которая осталась бы в стороне.
В небольшом саксонском городке Виттенберге доктор богословия Мартин Лютер прибил к собору свои «95 тезисов», обличавшие торгашеский дух католической церкви. Иисус Христос обмывает ноги своим ученикам, а римский папа требует, чтобы ему целовали туфлю; Спаситель изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все страны света торговать «божественной благодатью»… Поэтому сатирические медали были сильным агитационным средством протестантов. Например, на одной из них изображалась голова римского папы, но если эту медаль перевернуть, изображение превращалось в голову дьявола, и латинская надпись была весьма выразительной: ECCLESIA PERVERSA TENET FACIEM DIABOLI (Нечестивая церковь имеет лицо дьявола). На оборотной стороне этой же медали можно было увидеть голову епископа, но такой же поворот на 180° — и вместо нее появляется голова шута. Надпись тоже подкрепляет выразительность изображения: STULTI ALIQUANDO SAPIENTES (Дураки иногда умнее епископов)» {Ионина Н., "100 великих наград"}.
Комментарий к рисунку:
Ватикан (или то, что от него останется), с помощью своих верных стражей, с большим запозданием, но всё же постарается уколоть русского Пса ("большого Дога").
* * *
- Им бы «чашу» не расплескать, да не обмочиться её содержимым.
11 февраля 2013 г.
| |
|