Кто Ты?
- Я славянин.
Доказательства?
- Есть. Рязанская "морда"!
Смешно. Что ещё?
- А ещё, как в песне В.Высоцкого "Я не люблю..."
Этого мало, Сударь!
* * *
Без сомнения, каждому из нас хотелось бы узнать свою родословную.
Кем были твои предки и где пролегали их пути-дороги на этой грешной земле, в прошедших веках и тысячелетиях?
Вот так и я, желая отыскать следы своего Рода в истории, с надеждой подключился ко всемирной паутине.
Вышел-то я с надеждой, а добрёл под руку с разочарованием до переселения в начале XVII века многих моих соплеменников из Поочья в южные просторы лесостепного Подонья и кубанских степей. Не очень-то хотелось уходить моим предкам из красивых мест, обжитых ими в течение семи веков, но...
От притеснения именитых московитян, которым стали раздаваться земли ВОЛЬНЫХ жителей Поочья после восстания Болотникова, многие рязано-окцы (вятичи) стали переселяться на юг, имея гордый нрав и нежелание кому-либо подчиняться. Невзирая на генетический страх перед дорогой "давно забытых страданий", они вновь пошли по ней в сторону своей седой прародины.
Среди переселенцев-вятичей был и мой Род, который ушёл из своего родового селения Тырново, одного из четырех, расположенных вдоль реки Оки. Это либо: село Тырново в Шиловском районе Рязанской области, два села Тырново в Пронском районе и одно - в Бабынинской районе Калужской области.
Новым пристанищем Рода стала плодородная чернозёмная земля близ большого лесного массива, т.н. Шилова леса, ныне Воронежской области.
Однажды просматривая карты Рязанской, Калужской, Тульской областей и названия их сёл, я поймал себя на мысли пребывания среди фамилий своих одноклассников: Уколово, Шершнево, Першино и др. Возможно, что и их предки были такими же переселенцами, оставившие свои родовые поместья в Поочье.
Всё!
Остальные родовые тропы сокрыты "вековыми туманами" или, что вернее, вековыми пожарами. Русь деревянная! Это вам не Европа господа. Почти вся древняя история Русии сгорела в нашествиях, бунтах и революциях, выпавших на долю её многострадального народа.
* * *
Велико-Тырново в Болгарии, два села Тырново в Молдавии, четыре села Тырново в приокских землях.
Что это? Наследие древних булгар-славян?
Про дунайскую Болгарию и волжскую Булгарию всем известно, но как в приокских землях появились эти характерные топонимы?
ГЛАВА I. ИЗ МРАЧНОЙ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ...
1.ВЯТИЧИ
{посвящается моим предкам Славянам, чьи могильные курганы до сих пор возвышаются над полями, от устья Дона до Оки}
В.Н. Татищев:
"Донские булгары-ясы в непосредственной близости к Руси основали немало городов - Месчора (Мещерский городок, затем Касимов), Елатьма, Кадом, Шатск и Елец, Темников, Ломов, Козлов, Тамбов".
"1380 г. Святослав победил вятичей и дань с них взял, и ясы победил и косоги".
Современные историки о булгарах-ясах:
Бариев Р.Х.
"Заселение бассейна реки Дон с Северным Донцом булгарами-ясами доказывается и следующим обстоятельством. Даже в начале XY в. во всем этом обширном регионе не было ни одного русского города. Не было их ниже линии Нижний Новгород - Городец Мещерский и Шилов на Оке, в чем легко убедиться, посмотрев карту 8 "Русские города в начале XV v. по Списку русских городов" в книге "Русское летописание" (Тихомиров М.Н.). Во всем этом пространстве действовала одна доминирующая этноноосфера - этноноосфера булгар".
Плетнёва С.А.
"Территорию распространения болгар нельзя ограничивать только степной полосой; по-видимому, они постоянно в большом количестве селились в плодородных долинах лесостепного Подонья. Именно население бассейна Дона русские летописцы называют ясами".
А вот совсем "свежее" сообщение.
"Возле Москвы обнаружены останки амазонок" (газета "Утро РУ." от 18.07.2005г.)
"Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в неё вливается полноводный приток с ласковым именем Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях, известно единицам.
На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие - маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1,5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках. Нам удалось побывать в экспедиции и пообщаться с археологами, изучающими наследие таинственной культуры.
Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена, так называемой Городецкой культуры (их считают предками мордвы или финно-угорского народа), в этой зоне Оки оказались варварски истреблены. Коллективные захоронения, а проще сказать, ямы с изрубленными останками сопровождают почти каждое городецкое городище. На местах поселений слой золы - их сожгли, и больше там никто не жил. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья - почти от современных границ Московской области до Касимова.
От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке - и всё. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: конская "расчлененка" в могилах знатных воинов - обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками.
У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией.
Сегодня поречные деревни вымирают, разделяя судьбу тысяч собратьев по России. Кто знает, может деревенские старушки уносят с собой в могилу последние тайны амазонок с реки Оки?"
Сайты краеведов Калужской и Рязанской областей, публикующие выводы историков этого региона:
1) "В VIII-IX вв. на Верхнюю Оку проникают славянские племена. Самым многочисленным славянским племенем здесь были вятичи. На притоках Оки и реках деснинского бассейна поселились кривичи. Более многочисленные славяне ассимилировали носителей мощинской и дьяковской культур. Памятниками, оставленными славянами, являются селища, курганные могильники и многочисленные городища. Довольно часто культурные славянские напластования залегают под более поздним культурным слоем. На раннем этапе (8-10 в.в.) трупы кривичей и вятичей хоронили: кривичи - в длинных курганах, вятичи - в круглых. Поздний этап (10-13 в.в.) характеризуется обрядом трупоположения в курганах круглой формы у обоих племён. А в более позднюю эпоху умерших стали помещать в неглубокие могильные ямы. Ориентация положения трупов северо-восточное, а позднее - юго-западное".
2) "К X-XI векам нашей эры на территорию Шиловского района начинают проникать славянские племена. В конце XI века возникает город на месте рабочего поселка Шилово, известный до XIV века как город Нерск".
А достоверны ли сведения, авторы которых пытаются убедить нас в том, что вятичей стали так называть от некого поляка Вятко, якобы который привёл в эти места свой род из Польши? Я не нашёл упоминаний о многочисленных курганных захоронениях подобного типа у ляхов в Польше, а вот в Подонье, в южнорусских землях - да, таких там предостаточно:
"Очень выразительны курганные могильники знати, относящиеся также к среднедонской культуре: Дуровские курганы в Алексеевском районе Белгородской области, Мастюгинские курганы у с. Мастюгино Острогожского района Воронежской области, частые курганы у г. Воронежа. Воинов и знать хоронили под курганами в грандиозных погребальных сооружениях в виде столбовых гробниц площадью от 12 до 49 кв.м. Встречаются также каркасно-столбовые склепы с дромосами , простые грунтовые могилы и редко- погребения в насыпи и на древнем горизонте. Не менее четверти среднедонских погребений содержали парные и коллективные захоронения. Погребенных хоронили вытянуто на спине, головой в юго-западный и северо-восточный сектора. В среднедонских курганах встречается и биритуализм ("Народы нашей страны в Истории Геродота").
Из всего этого следует, что славянские племена "булгары - ясы" пришли на территорию Окского бассейна и верхнего Дона в начале IX века со стороны южных степей древней Руси.
2.ЯСЫ
А.В. Комар "Ранние хазары в северном Причерноморье":
"Остальные восточноевропейские племена - савиры, булгары, оногуры и т.д. появились на Кавказе и в Причерноморье еще в конце V в. Но источники во всех случаях ограничивались Никифором и Феофаном.
Феофан же списал текст, не задумываясь, очевидно, так, как он звучал в оригинале. Точный смысловой перевод предложения: "древняя Булгария существует и (является) большой". Учитывая, что второй источник - Никифор - локализует Булгарию именно на Кубани, двух мнений о расположении Булгарии Кробата просто и быть не может.
Третим звеном цепочки стал текст неизвестного автора VIII в., о происхождении булгар, где упоминался их вождь Кробат, отец Аспаруха и Батбаяна, умерший во времена Константа.
Сюжет легенды стандартен: жил-был король, у которого было пять сыновей; умирая, отец завещал жить сыновьям вместе, но они не послушались, вследствие чего их победили враги и выгнали из отчей земли; с тех пор племя разделено на пять разных частей, живущих в разных местах".
Ключевский В.О. "Полный курс лекций по истории" (Лекция 7):
"В сороковых годах Х в., лет за сто до составления Повести временных лет, писал о восточных славянах араб Масуди в своём географическом сочинении "Золотые луга". Здесь он рассказывает, что одно из славянских племён, коренное между ними, некогда господствовало над прочими, верховный царь был у него и этому царю повиновались все прочие цари; но потом пошли раздоры между их племенами, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда славянское племя Масуди называет валинана (волыняне)".
Прим. автора: Волыняне- Вольные (Vulgari`s (лат.), по-гречески "Б(В)улгары".
Археолог-исследователь Комар А.В. вправе называть этот сюжет, не подтвержденный раскопками, легендой. Но чтобы мы знали о своём прошлом, не будь легенд и сказаний народных? Даже те рукописи, на которых "стоят" последующие исторические исследования, уязвимы для разрушительной критики: в необъективности, в преднамеренности, а порой и в простом заблуждении их авторов.
Вторая половина VII века от Р.Х. Умирает вождь булгар Кробат (Кубрат) и остаются после него пять сыновей-княжичей. Разделили они племена булгар на пять частей и-
(1)один из них остался на земле предков (Бат`баян), а остальные четверо, каждый со своими людьми, пошли в разные стороны искать лучшей жизни.
Алиев Камиль "Именник гуннских (булгарских) царей":
(2) "Котраг. По сведениям Феофана, второй сын Кубрата, перейдя реку Танаис (Дон), поселился напротив первого брата.
(3) Аспарук, третий сын Кубрата. Аспарук, вместе с подвластными ему, откочевал в 668 г. на Балканы, в 679 г. основал здесь новое государство - Дунайскую Булгарию. Аспарук умер на рубеже двух столетий - в 701 г., ему наследовал его сын Тервел (Тырвел).
{"Вулгарии (Uulgarii, болгары) – огромная область и многочисленный народ – имеют всего 5 городов, так как большинство народа проживает вне их, а следовательно не имеет надобности в городах" (Баварский Географ, Часть 1. "Описание городов и земель к северу от Дуная", IX век)}.
(4) Кувер, четвертый сын Кубрата. Правил племенами секелей (эсегелов) и мадьяр. Присоединился к племенному объединению аварского кагана и вместе с ним во главе секелей оказался на берегах Дуная и Тиссы. В 680-685 гг. Кувер поднял восстание против аваров в Паннонии, ушел со своим племенем в Македонию.
(5) Альцек. Пятый сын Курбата. Под его предводительством булгары пришли в Италию к королю лангобардов Гримуальду (662-671 гг.), который отправил их к своему сыну Ромуальду в Бенвент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии . Почему туда? Дело в том, что еще в начале VII в. часть булгар перекочевала в аварскую Паннонию (Венгрию). В конце 20-х гг. VIII в. булгары участвовали в борьбе за власть в Паннонии, но потерпели поражение. Победу одержали авары. Булгары под предводительством князя Альцека бежали в Баварию. Король франков Дагоберт сначала разрешил им поселиться там, но затем приказал истребить булгар. Из 9 тыс. булгар спаслось только 700 человек во главе с Алчагыром. Они бежали в Италию и поселились в пределах Бенвентинского герцогства. К ним в 70-х гг. VII в. прибыли их новые соплеменники. По свидетельству Павла Диакона, автора IX в., "эти болгары говорили по-латыни, но еще помнили и свой язык"."
Итак, второй сын Кро`бата Котраг перешёл реку Дон со своим народом и поселился напротив старшего брата Бат`баяна, в междуречье Дона и Северского Донца.
А.В.Комар:
"Упоминанием о том, что Котраг вместе со своим племенем ясов перешёл Танаис (Дон) и сел напротив Батбаяна, иногда спекулируют, связывая с котрагами степной северодонецкий вариант салтовской культуры, причём у болгарских исследователей это вообще превратилось в аксиому. Как показывают новые находки, уже в середине VIII в. степное Подонечье входило в зону кочевьев нижнедонских хазар".
Но, Котраг успел лишь только "присесть".
Историки пишут о том, что после разделения булгар хазары сразу стали нападать на их ослабевшие племена, и первыми их пленниками стали булгары Бат`Баяна - аланы. Захватив алан, хазары оставили своим наместником Бат-Баяна, заставив его платить дань хазарскому Каганату.
Такое возможно лишь в том случае, если аланы не оказали сопротивления хазарам. Не успели или не смогли, по каким-то причинам. После алан хазары принялись и за ясов. Что же произошло далее? Призовём на помощь логику.
Допустим, что во время хазарского нашествия на владения Бат`Баяна гонцы алан перешли Дон и сообщили своим "ближним" ясам о возможном вторжении. Как-бы вы поступили в этом случае на месте Котрага?
Верно переправили бы на другую сторону Северского Донца, как на более безопасную, женщин, детей и стариков; и приготовились к битве с хазарами.
Уверен, что князь Котраг не отказался от битвы, т.к. прошлое величие у него ещё должно "течь в крови" (Великая Булгария!). Увы, больше сведений о нём в летописях нет. "И была сеча, и их полоняли"?
Но, без сомнения, какие-то отряды ясов могли уйти от хазар после битвы на север, за Северский Донец, к своим семьям. А пленённых хазары увели на другие земли и там расселили. Какие это земли? Вот некоторые из них -
"VII-X века - земли подконтрольные Хазарскому каганату. Там Габдулла Джилки основал в 865 году исламское государство Волжскую Булгарию (Болгарское царство) и стал его правителем-эмиром.
Наиболее полное описание Волжской Булгарии оставил Ибн-Фадлан, секретарь арабского посольства, который побывал в Булгарии в мае 922 года и оставил отчёт об этом походе. Любопытно, что слова "булгары" и "славяне" он использует как синонимы: "когда прибыло письмо Алмуша, сына Шилки Йылтывара, царя славян"".
(У.Ф. Батыров, А.Д. Собянин "Булгары, неизвестная история очень известного народа").
А.В.Комар:
"Арабы захватили Азейбарджан и в 22 г.х. (араб. исчисл.) вышли к Дербенту, захватив при этом и подвластную хазарам Ал(б)анию. По сообщениям арабских источников, военачальник Абд ар-Рахман ибн Раби;а на достигнутом не остановился и совершил походы на хазарские города Баланджар и ал-Байду. Периодические нападения на Баланджар продолжались до 52 г.х.".
В исторических хрониках есть сведения о том, что хазары вместе с булгарами-аланами, в те времена, были потеснены арабами на север, где и смешались с подвластными (пленёнными) булгарами-ясами.
После ухода арабов начнётся расцвет хазарского Каганата, среди которого будут и народы древней Булгарии - ясы и аланы, упоминаемые в составе народов волжской Булгарии.
Однако вернёмся к булгарам-ясам Котрага, к тем немногим, которым удалось уйти после битвы от хазар в середине VII века за Северский Донец.
Бариев Р.Х. "Ясы - часть булгарского мира":
"Персидский аноним, кроме внутренних болгар (на Волге), упоминает родственное им племя венендеров, обитавшее к западу от них, о которых пишет в своем письме и хазарский царь Иосиф. Персидский географ отмечает: "К востоку от неё (от страны венендеров - Р.Б.) - Барадасы, к югу от неё - Хазары; к западу от неё - горы; к северу от неё - буртасы. Они (венендеры) трусливы, слабы, бедны; доходных статей у них мало. Из этого описания можно судить, что венендеры занимали район СЕВЕРНЕЕ от места впадения Северного Донца в Дон, ибо, только от него на западе "горы" - Донецкий кряж, на юге хазары, а на севере - буртасы (мадьяры)".
Прим.: венендеры ~ венеды (основа миропонимания от Вед, автор).
И как тут не понять, что венендеры - суть булгары Котрага. Слабы и бедны? Так то были, в основном, старики, женщины и дети. Хазары не остановились на достигнутом. Да, был период затишья, когда им было не до ушедших на север ясов, в пору нашествия арабов, однако хазары - это хазары. На самом деле, хазары были ещё и слугами дьявола, напавшие на земную добродетель.
"Теперь, об имени оставив, прочие их обстоятельства рассматривая, по истории русской нахожу, что болгары хотя когда-то с русскими воевали, однако ж видно, что немного в том прилежали и не искали чужого приобрести, но свое более защищать старались, из-за чего их по Геродоту или Аристею святыми именовали. В плодах земных они преизобиловали, так, что неоднократно и Руссию во времена недородов житами обеспечивали, и более в ремеслах и купечестве прилежали. Закон у них был брахманов, как выше сказано, что еще в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое животное нечто чуваши верят"
(Татищев В.Н. "История Российская", часть 1, гл.25).
Незавидная доля выпала судьбе булгар-ясов в два последующих, жестоких для них века: VIII-IX.
Под непрестанными ударами хазар ясы вынуждены были отходить всё дальше и дальше на север по Дону, заливая кровью своих сородичей придонские земли. Наконец путь им преградила река, Ока. Всё, дальше идти просто не было сил и желания тоже. Okas (cанскр.) - приют, убежище.
Нетрудно понять, откуда была в них такая жестокость по отношению к местным аборигенам городецкой культуры Поочья. Огромные потери заставляли и женщин брать в руки мечи. Оставляя за собой лишь могильные курганы, булгары-ясы сохранили на своём тернистом пути в чистоте свой этнос, данный им Богом. Не зря эталоном славянской внешности считается "рязанский тип".
Прим.:
Выстроенные в логическую цепочку компилированные выводы известных историков помогут читателю преодолеть сомнения в достоверности приведённых фактов. Но мне лично "до лампочки" чьих-то сомнений. Когда я стою перед курганами вблизи реки Кундрючья или в полях Тарасовского района Ростовской области, то "слышу" души непокорённых славян, взывающих к праведной жизни на Земле.
Глава II. В ГЛУБЬ ВЕКОВ
1. БУЛГАРЫ
IV вех от Р.Х. - Вторжение в Европу с востока Гуннов - "народа всадников".
На пути движения гуннов в Европу оказались сарматские племена, населяющие к тому времени районы Предкавказья и Причерноморья {Страбон}.
Другие славянские племена, вероятно отделались лёгким испугом или вовсе не заметили нашествия, т.к. находились далеко за "обочиной" движения гуннов.
Принимая во внимание (не более того), описанную в Велесовой книге историю битв славян с гуннами, можно сделать вывод, что славяне долго сдерживали натиск гуннов, но... что произошло?! То ли славяне заключили мирный договор с гуннами, то ли победившие гунны, из уважения к своим врагам, "взяли" славян в свои союзники? Так уже в Европе сарматские племена воевали совместно с гуннами, получив прозвище гунноундуров (унногундуров). Причём шли впереди основного войска гуннов как штрафные батальоны. Что это было так, видно из слов Рубруквиса, который писал в 1253 году:
"Язык русинов, поляков, богемов и славян тот же, что и у вандалов. Множество всех их было вместе с гуннами".
475 год, смерть Атиллы- вождя гуннов. Униженные гунноундуры поднимают восстание, которое и послужило распаду империи гуннов. За этот поступок они получают в Европе прозвище "Vulgarii" (лат.)- вольный народ, свободный; записанный у греков как - Б(В)улгары. С буквой "В" греки явно не дружили. "Булга ирген"(мятежники, тюрк.).
И гунноундуры-сарматы возвращаются домой в Предкавказье и Причерноморье, к своим Амазонкам.
Так с V века в греческих исторических летописях Феофана и Никифора появляется название нового народа - БУЛГАРЫ, живущие на землях своих предков (сармат). И с тех пор земли Причерноморья и Предкавказья следует называть не Великой Сарматией, а Великой Булгарией. Сарматы же "испаряются" в воздухе.
Однако заметно, что совместные походы с гуннами не прошли даром. Булгары поняли - единоначалие - наиболее эффективный способ управления во время войн. Государства у Булгар пока ещё нет, но князья уже появились.
Последний князь Великой Булгарии Кробат умирает в 651 г. И не послушались его совета сыновья...
История, написанная на основе авторов древних манускриптов, это не точная наука. Чем хуже её легенды и сказания, устно передаваемые из поколения в поколение?
2. САРМАТЫ
О народе, населяющем юг др. Руси во времена Р.Х., писал географ древнего мира Страбон. По его записям можно понять, что Сарматы являлись "господами" на южной половине др. Руси. Их племена, в основном, состояли из: королевских сармат, алан, языгов, оссов, орсов, роксолан. Да и другие учёные-греки, Геродот и Птолемей, описывали:)- примерно тоже, кроме северных границ этого великого народа.
Егор Классен пытался найти ответ о природе происхождения названия Сармат (Савромат) не в греческой транскрипции, а в славянской. Но не очень-то убедительно звучит происхождение этого слова от "сыромятников" (кожевенников), по его версии.
В истории есть немало упоминаний о прародителе протославян Свароге и праматери - Сва.
Думаю логичней был бы ответ славянина на вопрос чужеземца о своём происхождении вот такой: "Сва маты наша"(сва^маты). Это единственно-объединяющий различные племена славян Сарматии ответ, искажённо-доработанный греками до "cар^маты" (cавроматы).
Однако не думаю, что все сарматские племена были славянами.
Ляхи (поляки), богемы (чехи), балканские народы (сербы), народы северо-восточной Европы (венеды, словены) - т.е. признанные славяне, жили на своих территориях в одно время с сарматами. Какие же племена сармат были славянскими?
Королевские сарматы (Страбон) - Анты (Прокопий). И те, и другие находились к северу от Азовского моря.
В этом случае,- да.
"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы" (Прокопий).
"Анты – сильнейшее из обоих [племён] – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину" (Иордан).
Аланы.
Довольно большое племя восточной Сарматии. Аланы и сейчас живут в Алании, но они не считают себя славянами. К тому же среди них было много угорских народов.
Аланы - имя полиэтнического народа.
Оссы.
Осетины? Тоже вроде бы не славяне.
Орсы, Роксоланы (Росаланы)... Угры?
Даже похожий язык их племён славянский - по исследованию Е. Классена - не даёт ответа на этот вопрос.
3. АМАЗОНКИ
Хорошо что греки, когда писали свои сочинения о сарматских Амазонках, жили с ними примерно в одно время:
"Скифы же не могли понять в чём дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они, таким образом, узнали, что это были женщины" (Геродот).
Геродот также сообщает, что слово "амазонка" сарматское и означает.. . Способности Геродота умиляют, но не будем во всём ему потакать. Мы, потомки др. славян, попробуем сами ответить на этот вопрос.
Вот первое, что приходит в голову, то и следует написать:
"А^МЫ^ЖОНКИ" (т.е. - женщины) - лихо кричали молодые всадницы, смеясь над недоумением противника.
Явление Амазонок было не таким уж и редким в древних веках.
Древнегреческий географ Страбон:
"Что же касается амазонок, то о них всегда, и раньше и теперь, были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные. Кто, например, поверит, что когда-нибудь войско, город или племя могло состоять из одних женщин без мужчин? И мало того, что состояло из них, но даже могло делать набеги на чужую землю и побеждать не только соседние племена".
Огромный труд по поиску места казни Прометея проделал краевед из Анапы Виктор Чащин, сопоставив древнюю географию с современной картой юга страны.
"Я стараюсь ничего не выдумывать, внимательно только перечитывать древних авторов и ссылаться только на свидетельства античных, и средневековых авторов" - заявил краевед: "Вот уж плывущим явилась извилина Понта и постепенно растут кавказские кручи" - это из "Аргонавтики" Аполлония Родосского и уточнение у Эсхила Иди: "Вдоль шумного морского берега, не переправляясь через бурную реку, придешь к амазонкам".
Доказано уже, что амазонки жили на территории нынешней Кубани и Ростовской области. "Понт" это Чёрное море, а "бурная река" - Кубань.
Не у всех народов явление амазонок могло быть (тому много причин), но славянки уж точно брались за оружие и вставали на защиту своей земли вместо ушедших на битву мужей. Государства как такового не было у славянских племён, а в "братовщине" мужчины идут на битву под девизом: "все так все". Волей или неволей, но вынуждены были славянские женщины защищать себя и своих детей либо с другой стороны, либо со всех четырёх.
"Выше сего показано, что славенские поколения сарматами тогда назывались, хотя иногда нередко со скифами от незнания тогдашних писателей смешиваны были, потому что часто с места на место переселялись. К подтверждению сего служит, что амазонки скифского языка не разумели, следовательно, свойственный скифам язык не был славенский" (М.В. Ломоносов).
4. СКИФЫ
(а был ли мальчик скиф?)
Многие знают выражение А.Блока "Все мы Скифы...". А Скифы ли?
В этом вопросе у учёных-историков два непререкаемых авторитета-грека, Стробон и Геродот. И в основной массе своей, все дискуссии на тему скифов и сармат ведутся на основе их умозаключений, которые порой взаимоисключающие. Как в вопросах месторасположения их, так и в других, за исключением лишь того, что Скифы и Сарматы похожие народы, у которых даже язык одинаков, но "издревле искажён".
Наиболее логичен в исследовании данного вопроса Eгор И. Классен, написавший почти 150 лет назад "Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рюриковского времени, в особенности с лёгким очерком истории руссов до Рождества Христова", где он писал: "Соображая всё вышесказанное, мы должны заключить, что народа - Скифов - не бывало. Оно и действительно так; ибо сам Геродот говорит, что народ, прозванный Скифами, сам себя называл Сколотами, следовательно, Скифы было только прозвище этого народа".
Однако скифский народ, по данным тех же греков, имел свою древнюю историю. Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII в. до н.э. В 70-х г. VII в. до н.э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале VI в. до н.э. были вытеснены оттуда мидийцами.
Как Е. Классен, так и мы, зададим себе тот же вопрос: "Куда тихо-мирно исчез за 150 лет до Р.Х. этот народ с политической сцены Европы?". Но может он не исчез, а растворился среди своего основного народа; и среди других народов Европы? Впрочем, остаётся ещё один вопрос Классена: "Сохранились ли хоть какие-то признаки этого народа?" И вот тут Е. Классен, сам того не подозревая, даёт нам зацепку:
"Уничтожив имя Скифов в истории, уничтожится и много имён мнимых народов, каковы, например, конюхи и опальные, помещённые у греков под именами Heniochi и Ара1а. Что действительно конюхи, по-видимому, сочтены за особый народ, явствует из следующего: в истории сказано, что Нeniochi есть скифский народ. Неужели же греки называли конюхов особым народом? А более никакого занятия, ни дела, ни следа этого народа не видно".
Отчего часть народа могла "отколоться" от основного народа? Вероятно нашлись среди народа те, которым не очень-то хотелось заниматься тяжёлым трудом - пахать, сеять и т.п. И с кличем "даёшь свободу", и обещаниями лучшей жизни себе подобным (отобрать у других народов нажитое), увели часть людей от основного народа (сармат).
Успешные грабежи киммерийцев, сирийцев, мидийцев помогают удерживать этот народ в единении. Взяли ещё "напрокат" у соседей-греков их богов, дабы народ не разбаловался, и получилось "государство скифов/сколотов".
В начале I века часть скифов осела недалеко от своего прежнего места обитания - Крымского полуострова в Румынии и Молдове, а другая, наиболее "влюблённая в свободу", села на лошадей, детей и жён посадила в кибитки, и растворилась среди других народов (и до Туманного Альбиона добрались).
Вы и сегодня их можете видеть на улицах каждый день. "Скифы путешествовали по степям в больших кибитках".
Их мы теперь называем ЦыГанами (Цы-с-Ганга). Да, именно те, разве непохожи?
-------------------------------------------------------------------
Когда-то в седой древности, во времена нахождения Арий (Сармат) в северной Индии, некоторым местным племенам, живущим близ реки Ганг, очень понравились арийские лошади. Даже последующая миграция Сармат не смогла их (цыган) разлучить с этими животными. Став конюхами, они вместе с Сарматами дошли до Кубани, но осёдлая жизнь им была уже не "по-нраву". Виды новых ландшафтов, проплывающие мимо во время миграции, завораживали их взоры, манили неведомым...
--------------------------------------------------------------------
Вот потому конюхам за то, что они своевольно откололись от основного народа и была назначена Ара1а.
И с тех пор колесят они по всему миру в поисках своей родины и новых ощущений, но увы, "поезд давно ушёл..." Сказка?
ГЛАВА III. К ИСТОКАМ
1.СЛАВЯНЕ
"Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку стезёй правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне" (Велесова книга).
Соловьёв С.М.:
"Писатели первого века нашего летосчисления знают славян под именем венедов ок. Вислы, между племенами сарматскими, финскими и германскими, встречается у них и имя сербов далее к востоку. Нравами венеды, показались Тациту, похожи на сарматов. Но, когда он вгляделся внимательнее в их быт, то нашёлся принуждённым сказать, что скорее их следует отнести к племенам европейским. Они, говорит Тацит, строят дома, носят щиты и сражаются пеши. Венеды в первом веке по Р.Х. отличались воинственным движением - знак ещё неустановившейся жизни, недавнего переселения".
"Легко может быть, что политическая славянская жизнь на севере Европы старее не только Рима, но и всех греческих государств. Мы уже знаем теперь из Зенд-Авесты (Зендаждь) Зороастра, что Славяне Венедские выселились еще при жизни его из Бактрии к Балтийскому поморью и основали тут братовщину, в которой, по совету Зороастра, все должны были находиться в равенстве между собой, т.е. составлять демократию. А по исчислению греков Зороастр жил за несколько тысяч лет до Платона, по поверке же этого исчисления Германцами - за 2000 лет до Р. X., следовательно, за 1250 лет до основания Рима и за 500 лет до образования первой греческой общины. И эта Славяно - Венедская братовщина, вступая в поморские пределы, принесла уже с собой грамотность, состоящую в тех самых письменах, которыми написана Зенд-Авеста, остатки которых сохранились у европейских Славян кое-где в рунических славянских надписях"
(Классен Е.И. "Новые материалы для древнейшей истории Славян", выпуск 3).
По-Иорнанду,- многочисленное племя венедов разделялось на два народа. Славян, живших от верховья Вислы на восток до Днепра, и Антов, которые были сильнее первых и жили в странах припонтийских, от Днепра до Днестра.
Прокопий знает Славян (Склавен) и Антов, прибавляя, что в древности оба народа были известны под общим именем "Споры". Он также пишет, что на берегах Азовского моря живут Утургуры (угры), а пространство далее от них к северу занимают бесчисленные народы Антов.
Политическая и социальная организация Антов по-Прокопию:
"Поскольку эти народы, Склавены и Анты, не управляются одним человеком, но жили с древних времен при демократии, и соответственно всё, предполагающее их благосостояние, во благо или во зло, имеет отношение ко всем".
Согласно Маврикию:
"Как Склавены, так и Анты живут в мире и не позволяют кому-либо подчинять их. У них нет высшей власти, и они всегда бранятся друг с другом".
Егор Классен:
"Причина, по которой история славяно-руссов дохристианского времени так темна в общих летописях заключается, во-первых, в том, что греческих и римских историков занимали преимущественно войны, грабежи, сожжения и истребления и они мало заботились о мирных добродетелях граждан. От того славяне, народ мирный, трудолюбивый, любящий домашнюю жизнь и хозяйство, так поздно вошел в очерк истории народов. Только мельком, кое-где, проглядывают светлые точки, озаряющие славян. Эти светлые места произошли большею частью от бурных столкновений славян с затронувшими их соседями. Во-вторых, греки никогда не заботились узнавать настоящего имени сторонних для себя племен, и называли их как кому вздумается. От этого часто встречаются такие названия, которые или означают только одежду того племени, или промышленность, или даже бранное название соседей - с переводом этих названий или и без перевода на греческий язык".
По-Тациту Венеды жили около Вислы и на восток далее; по-Иорнанду,- там же Славяне, а Анты южнее, там, где Сарматы, которые "были похожие нравами на Венедов"; по-Прокопию, - Славяне и Анты один и тот же народ, известный под общим названием Споры. (князей не было, вот и спорили)
Всё-таки прав Егор Классен:
"Один и тот же СЛАВЯНСКИЙ НАРОД историки соседей РАСЧЛЕНИЛИ на различные народы"!
"Некоторые же народы, переходя, для мест сами себе названия придумывали и тем в историю путаницу внесли. Об этом самый хороший пример, что мы, славяне, или венеды, имя руссов приняли"
(В.Н. Татищев, История Российская, часть 1, гл. 10).
Как же правильно называть этот народ: Антами, Венедами, Венендерами, Булгарами, Сарматами, Склавенами, Словенами, Спорами? Только вот зачем, для чего?
- А не хочу я быть "иваном, не помнящим родства", и всё тут!
Откуда пришёл этот многочисленный славянский народ на территорию Европы и когда?
Венеды, Венендеры... Что-то подсказывает, - этот народ либо знал Веды, либо жил по-Ведам. Вот и славянское слово "заповеди" весьма согласуется с названием народа "венеды".
"Веды - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии. Четыре "собрания" - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады, которым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название Веды обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний: Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда "Здание гимнов", в определении эпохи которой ученые колеблются между VI и концом II тысячелетия до христ. эры, представляет собрание 1 028 гимнов богам." (Лит. энциклопедия, 1929 г).
"Веда - означает "истинное знание", "полное знание", "совершенное знание". Почему полное, истинное знание? Потому что Веда дает знание Природного Закона, то есть совокупности всех законов мироздания. Зная эти законы можно получить ответ на любой вопрос, можно знать обо всем - и о прошлом, и о будущем" (Сайт учеников Зороастры).
Славу богам - Славяне.
Гимны богам - Арии...
2.АРИИ
"Иль мы - тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом санскрита"
(В.Брюсов)
Клёсов А.А., профессор биохимии:
"Так кто такие славяне, в конце концов? Откуда взялись? Это - "сложный и дискуссионный вопрос", говорят уважаемый ученые, обсуждая родину или прародину славян. Но почти везде, где обсуждают славян как этноязыковую общность, мелькает слово "индоевропейская". Почему "индо", какая связь с "индо" - особо не поясняется. Хорошо, попробуем если не ответить на этот вопрос, то подтянуть некоторый новый материал для размышлений. Называется - ДНК-генеалогия.
...Итак, получается, что предки славян - индусы. Протославяне. Или наоборот, предки индусов - славяне. Протоиндусы. И протославяне, возможно, говорили на санскрите. Где жил общий предок восточных славян и индусов? Откуда предки славян пришли в Восточную Европу? Может, с Южного Урала?" http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161407...
Об иранском наследстве в др. русской истории пишет академик Вернадский Г.
http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv132.htm - vgv132para06
Не обойдём вниманием и исследование доктора исторических наук Гусевой Н.Р.
Её исследования в области этнического родства восточных славян и индусов убедительны и хорошо согласуются с исследованиями Клёсова А.А., но рассуждения о причинах миграции, а главное, о путях миграции древних Ариев, представляются весьма спорными.
Обратим внимание ещё на одну статью, написанную историками Таджикистана для президента страны: http://www.president.tj/rus/vistupleniy280606.htm...
Оставим в стороне политическую предвзятость авторов; однако их сведения о нахождении на той местности древних Ариев во 2-3 тыс.- летии до Р.Х. трудно отрицать.
Академик А.И Соболевский, в 20 годах ХХ века, в статье "Название рек и озер русского Севера" писал:
"Две группы названий родственны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего термина, именую скифским".
С.Жарникова, к.и.н., в статье "Кто мы в этой старой Европе", на основе древних вологодских женских вышивок и индийских вышивок того же времени, проводит параллель этногенеза восточных славян и индусов ("Наука и Жизнь" №5, 1997 г).
Е.Классен большие надежды возлагал на переводы с санскрита "Авесты", но уже тогда, 150 лет назад, причислил славян - венедов балтийских к потомкам Зороастра.
Мне трудно сказать в чём причина и отчего данная тема не получила своего достойного исследования у советских ученых - историков после переводов с санскрита Вед, Авесты и пр. наследства др. Ариев, но вот явно некоторые из них:
- выход славян из древней генерации Ариев противоречил установившейся классической теории норманистов;
- опережающие попытки фашиствующих немцев (пусть даже и неудачные) в соотнесении себя с др. арийцами, присвоение ими атрибутов ариев (свастика и т.п.) в период противоборства двух держав: СССР и Германии, предопределили невозможность любых параллелей с этим народом по политическим причинам;
- публикация фантастической книги "Земля Санникова" В.Обручева, главным героем которой является политзаключенный Горюнов, предопределил насмешки, а может и более серьезные последствия для тех, кто осмелился бы "поднять" эту тему, явно заводившую в страну "анкилон".
Времена невозможности политического инакомыслия прошли. Уж и Узбекистан стал "арийским", а Славяне "как вышли из лесу", так и снова вошли в него.
Обидно за добродетельных Славян, но вдвойне обидно за ту когорту, теперь уже российских историков, которые до сих пор молчат. Где мало-мальски стройная теория о приходе такого количества славян в Европу? Пора бы сказать об этом.
* * *
Вот две публикации в современной прессе по вопросам:
а) глобального потепления-
"Повышение температуры и уменьшение солёности северной Атлантики приведёт к уменьшению разницы плотностей вод течения Гольфстрим и Гренландского течения, ослабление Гольфстрима, и возможно, отмирание его северной части".
б) экосистемы Сибири-
"В далеком прошлом в местах, где ныне разбит "Парк плейстоцена", в каждый короткий теплый сезон поднимались густые травы. Сегодня это - владение полупустынной тундры, и почвы здесь столь бедны, что способен расти только мох да слабый кустарник. Мы поставили задачу возродить экологическую ситуацию, господствовавшую в этих местах сотни тысяч лет назад и исчезнувшую 10 тысяч лет назад, - объяснил Сергей Зимов. Хотелось бы воссоздать прежнюю экосистему, которая была наполнена активной жизнью природы, густо заселена разными древними животными, хищниками, травоядными. В следующем историческом периоде произошло нечто, что кардинально изменило эту жизнетворную картину. Учёным предстоит провести ряд научных экспериментов, которые помогли бы объяснить эти драматические перемены в экосистеме". http://www.uralweb.ru/news/n283458.html?section_i...
На первый взгляд, эти две темы ничем друг с другом не связаны, но...
"Один из организаторов Международного научно-общественного движения, руководитель экспедиции "Гиперборея", профессор Валерий Дёмин нисколько не сомневается, что колыбелью человечества является север. Оттуда в весьма отдаленном прошлом вышли прапредки современных этносов, - утверждает он. - Некогда климат на Крайнем Севере был теплым, а жизненные условия - исключительно благоприятными. Общество процветало, люди не знали голода, болезней и войн. В памяти многих народов мира утраченное счастливое время навсегда запечатлелось под названием Золотого века. Потом случился некий катаклизм. Ломоносов считал, что его причиной стало смещение (изменение угла наклона) земной оси. Но это только одна из нескольких научно аргументированных версий. Ясно одно: много тысячелетий тому назад на севере резко похолодало, и протоэтносам пришлось мигрировать в южном направлении, где они и осели".
(News.Battery.Ru, источник "Правда")
Да, всё это пока гипотезы. Почему не смоделировать на компьютере предположение Ломоносова об изменении угла наклона земной оси? И возможно, что тёплое течение Гольфстрима, в этом случае, дошло бы своим северным рукавом до Новосибирских островов. Ну не может быть так, что мамонтов находят в вечной мерзлоте в приполярных широтах, а народов там никаких не бывало и, как следствие,- никаких раскопок и серьёзных исследований.
Нам же остаётся пока предположить, что протоэтнос народов (в т. ч. славян) - Арии, был и первоначально жил за 4 тыс. лет до Р.Х. в Западной Сибири, где-то у 78 параллели с.ш., в соответствии с Ригведой.
В какой-то момент изменился угол наклона оси вращения Земли и холод стал заполнять северные широты Сибири.
И вот здесь пришло время высказать своё несогласие с выводами Гусевой Н.Р. о том, что древние арийские народы уходили от надвигающего холода с северо-востока Европы и дошли, зигзагами, до Гималаев!? Им, в таком случае, проще было подняться на Арарат, к Ною.
Неизвестно с какой скоростью надвигался холод. Но, в любом случае, логика подсказывает, Арии пошли с севера Сибири прямиком к солнцу, к теплу, на возвышенную местность: в Персию, в Китай, в Индию.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ---
Сколько времени просуществовали Арии в непривычных для себя природных условиях?
Сколько народов и местных племён за то время они ассимилировали, приобщили к своей культуре? Мы не знаем. Но память о себе в веках Арии оставили, от письменности до миропонимания, нами ещё до конца непонятого.
Да и для самих Ариев эти события не прошли бесследно. Естественная разобщённость некогда цельной генерации Ариев во время исхода от холода, длительное совместное проживание среди различных местных племён, привели к её последующей де`интеграции.
Вот небольшой пример их последующего разобщения между собой, взятый из арабского источника Моджмал ат-Таварих:
"И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться; Рус ему ответил, что это место тесное; такой же ответ дали Ким`ари и Хаз`ари. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян".
Можно лишь предположить, что одни племена Ариев, те, что прижились на какое-то время на севере Индии, сохранили в своих обычаях одни приоритеты; другие, - в Персии - иные; третьи -...?
"На процесс создания этноса влияет пространство, ландшафт и время. Пространство - это окружение: ландшафтное и этническое. Ландшафтное окружение влияет на формы хозяйства, уклад данного этноса, определяет его возможности, перспективы. Этническое окружение, связи с соседями, дружеские или враждебные, влияют на характер создаваемой культуры" (Гумилёв, пассионарность).
* * *
Ледники превращаются в потопы, но и потопы имеют свойство заканчиваться.
Неестественные места обитания для арийских племён, привыкших к другому питающему ландшафту и образу жизнедеятельности, вынуждали их отправляться кочевать в поисках более удобных мест. И вероятно были попытки вернуться в "родные" места, но даже сейчас западная Сибирь не очень-то пригодна для проживания, а после потопа территория та была сплошным болотом верно.
Миграция разобщённых племен, теперь уже потомков древних Ариев (т.н. индоевропейцев), достигнет Европы , но свой "золотой век" под Полярной звездой они ещё долго будут вспоминать. Поэзию жизни сменит проза.
P.S.
"И если даже [удгатар] поёт неправильно, то со [своего] сиденья, хотар исправляет это. Поэтому и удгатар [назван так]- ибо является его певцом (Пуруши-единого бога)!".
[Самаведа, 3 часть, 5 и 6 главы]
2007-2008 г. г.
| |
|