Критика Слова Божия, как это ни покажется удивительным, гораздо древнее Библии. Ещё не было записано Пятикнижие, не существовало ещё даже письменности, когда некий искуситель уже подкрался к Еве с подковыристым вопросом: «подлинно ли сказал Бог...?» (Бытие 3:1). Его за это называют «שַטַן» («сатана» - противник, неприятель) или «διάβολος» («диаболос» - дьявол, клеветник).
Критиковали Закон и Пророков все, кому не лень. Даже сам еврейский народ, созданный (если кому-то хочется - избранный) Богом для того, чтобы нести Слово Божие в массы, неоднократно забывал о своей миссии, отвергая Писания. Именно за это практически всю свою историю Израиль был наказуем Господом. Оккупанты не успевали сменять друг друга. Да и сейчас мира на Святой Земле так и не наблюдается.
Своей неугомонностью критиканы заставляли наиболее просвящённых из евреев составлять апологии. Одна из самых ярких - работа Иосифа Флавия «Περι αρχαιοτητος Ιουδαιων κατα Απιονος», более известная как «Contra Apionem» («Против Апионов»). Иосиф Бен Маттафий, первосвященник первой череды, иудейский политический деятель, один из руководителей антиримского сопротивления, был захвачен в плен будущим императором Веспасианом. Он был отпущен на волю в обмен на обязательство стать римским летописцем. Мало что сохранилось от Апиона, Молона, Манефона и прочих клеветников и хулителей Слова и народа Божьего. Если бы не Флавий, возможно, о них сейчас бы и не вспоминали. Но, благодаря еврейскому первосвященнику мы знаем, что не понимали в Писании и над чем смеялись язычники античных времён.
С появлением у еврейской религии новой ветви - христианства - великое противостояние Бога и дьявола перекинулось и на неё.
Во II веке по Р.Х. жил некий Цельс. Ещё при жизни он написал антихристианский пасквиль «Λόγος άληθής» («Истинное слово»). Увы, ни от этого трактата, ни от самого «учёного» ничего бы не осталось, если бы не христианский апологет Ориген. В III столетии он составил опровержение «Κατά Kέλσον» («Против Цельса»), в котором обильно процитировал своего языческого оппонента.
В самом конце XIX века некий иезуитский монах Габриэль Антуан Пажес, более известный под псевдонимом Лео Таксиль, вдруг сильно обиделся на церковь, порвал с ней и написал «Забавную Библию» - сборник найденных им «несуразиц» в Священном Писании. Позже этот «богохульник» и «нечестивец» превратился в раскаявшегося грешника, опять стал рьяным католиком и стал сочинять книги по заказу церкви. И так несколько раз.
Безусловно, между Цельсом и Таксилем были и другие критики Библии, от необразованных глупцов до очень даже уважаемых учёных. Чьи вопросы оказались сложнее - ещё вопрос. Одним из главных флагов атеизма стала эволюционная идея - предположение о случайном самопроизвольном возникновении органических веществ из химических элементов, их последующей самоорганизации в живые организмы и постепенном превращении одного биологического вида в другой за счёт накопления изменений, приобретаемых отдельными особями по каким-либо причинам и наследуемых от поколения к поколению. Взрыв популярности эволюционнной мысли произошёл после публикации англичанином Чарльзом Дарвином идеи о естественном отборе как механизме эволюции. Очень быстро из частной гипотезы эволюционизм перерос в научную парадигму, затрагивающую практически все направления науки.
В Советском Союзе в качестве политической платформы был взят марксизм-ленинизм. Система нравственных ценностей христианства никак не увязывалась ни с диктатурой пролетариата, ни с раскулачиванием и коллективизацией, ни с экспортом революции и т.д. и т.п. Безбожная власть объявила религию опиумом для народа, изрядная доля интеллигенции была выдворена из страны, а то и уничтожена. Мощнейшим репрессиям подверглась РПЦ. Интеллект Церкви был основательно подкошен, в неё внедряли агентов, начальные чины и иерархов склоняли к сотрудничеству со специальными органами. Все остальные христианские конфессии и вовсе были объявлены вне закона. Руководители, рядовые члены, их родственники и даже подозреваемые в связях с какими-либо «нетрадиционными» религиозными группами были не иначе как врагами народа и изменниками родины.
В то время как западные учёные всех направлений каждый божий день находили подтверждения библейских положений, советская наука, объявляя генетику, кибернетику и прочая лженауками, хороня перспективные направления, всё более отставая от мировой науки, упорно штамповала антирелигиозные пропагандистские брошюры «В помощь агитатору».
Советскую библейскую критику нельзя назвать сильной. Действительно, в XX веке выудить в Библии какую-либо новую «несуразицу», да ещё и на фоне того, как весь цивилизованный мир находит лишь подтверждения библейских истин, приходит к пониманию смысла библейских текстов, очень непросто. Кроме того, советские критики попали в собственноручно вырытую яму: изъятие Библии из магазинов, складов и библиотек, запрет на печатание религиозной литературы и ввоз её из-за рубежа лишили самих агитаторов возможности ознакомиться с библейскими положениями. В советской истории остались письма сотрудников общества «Знание» с просьбой предоставить им хотя бы несколько экземпляров Библии, т.к. им приходится бороться с тем, чего они никогда не видели.
Антибиблейская политика в советское время по сути сводилась к фальсификации: смешение всего религиозного, суеверного и оккультного в одну кучу, приписывание Библии тех положений, которые она вовсе и не содержит. Эта позиция, безусловно, ущербна. Если ещё сто лет назад в Библии был миллион непонимаемых и потому высмеиваемых положений, то сейчас осталась только тысяча. Такими темпами ещё через столетие у человечества не останется к Библии ни одного вопроса. Но шарлатаны, выдающие за истину непроверяемые, умозрительные гипотезы и издевающиеся над Библией за то, что плоды их фантазий ей противоречат, похоже, останутся. Равно как и те, кто воспринимает атеистическое мифотворчество за научное опровержение Библии.
• «Какие-то негодные люди принялись клеветать на мою историю, словно полагая, что им, как в школе юнцам, задано поупражняться в произнесении обвинительных речей. Им следует учесть, что тот, кто собирается передать другим правду об изображаемых событиях, прежде всего сам должен в точности знать о случившемся ...»
(© Иосиф Флавий: «Против Апиона», I.10(53). I век н.э.)
• «... относительно возражений грамматику Апиону у меня возникли сомнения, стоит ли вообще серьёзно к нему относиться. Ибо из написанного им одни отрывки по содержанию схожи с тем, что сказано у других писателей, иные - он присочинил весьма бездарно, большинство же обнаруживают какое-то шутовство и, сказать по правде, полную невоспитанность, как будто составлены человеком испорченного нрава, который всю свою жизнь только и делал, что занимался шарлатанством. Однако поскольку множество людей по неразумию пленяются подобными речами более, нежели серьёзными сочинениями, и приветствуют злословие, ... я почёл своим долгом не оставить без разбора и этого писателя»
(© Иосиф Флавий: «Против Апиона», II.1. I век н.э.)
Эти тексты написаны почти две тысячи лет назад, а такое впечатление, что только вчера...
Насколько же всё-таки был мудр первосвященник Бога Всевышнего!
© Игорь Шиповский, январь 2009 года
| |
|