Человек не верует по самым разным причинам. Например, не верит в Бога потому, что имеет настолько ложные представления о Нем, что принять их никак невозможно. Он не принимает их, впрочем, часто и ревности не имеет о том, чтобы иметь представления верные. Бог ему заочно не нужен. Другой совсем ничего не слышал о Боге, впрочем, и голоса совести своей слышать не хочет. Есть множество и других причин.
Однако часто случается так, что человек видит достаточно веские аргументы в пользу того, что Бог действительно существует, не может не существовать, существует душа, она бессмертна, при этом он не имеет в противовес сему столь же убедительных контраргументов, а скорей, совсем ничего против того не имеет, но настойчиво продолжает отрицать Божественное бытие. Как это можно объяснить?
Складывается впечатление, что такие люди не веруют, не потому что не имеют достаточных доказательств, а потому что не хотят верить. Им и не нужны доказательства, они просто противятся истине. Она им неприятна. Как так, разве им не хочется жить вечно?
На мой взгляд, в таких случаях может иметь место не просто невежество, но внутреннее богоборчество. Именно дьявол, даже не веря, а зная, что Бог есть, есть бессмертная душа человека, всем существом своим противится этому. Богоборцем можно стать и будучи атеистом, достаточно лишь быть с нечистым одного духа. Такой человек, пусть не умом, но по духу своему пребывая с дьяволом, не уклонится и в служении ему.
Человек, стремящийся ко Христу по духу, даже в среде атеистической, при равных аргументах как «за», так и «против» относительно бытия Бога, готов скорей поверить в Господа, нежели отвергнуть Его. Какой-нибудь житель Африки никогда и не слышавший о Христе, лишь дай ему капельку надежды на блаженное бессмертие, на бытие милостивого Отца в жестоком мире, уцепится за эту надежду и пронесет ее через всю свою жизнь. Иного рожденного в Церкви и наглядные доказательства не убедят.
«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Весьма часто пытливые умы ссылаются на относительность аргументов истинности веры во Христа. Относительность фактов, относительность моральных ценностей, по которым судят об истинности христианской веры. Скажите им: «Вот дом твой горит, ты видишь, как языки пламени поглощают его, уже горит одежда на тебе и лопается кожа. Но разве будешь оставаться без всякого движения и философствовать об относительности органов чувств, зрения, осязания, обоняния, которые несовершенны, а значит, могут обмануть? Разве не кинешься тотчас же спасть и себя и имущество?». Вот так и в деле духовном: тот, кто желает спасаться, ищет пути спасения, тот, кто не желает ничего делать стремится убедить себя, что ничего делать и не надо… На веру в происходящее у них никогда не находится достаточных аргументов.
Очень тяжело уверовать тем, кто привязан к земному, такой предпочел бы умереть навсегда, чем жить вечно, но без земных благ. Вот и противится и думать о том не хочет, раздражается при одной мысли о вечном и воздаянии за дела... Любые подтверждения бытия Божьего, вместо радости вызывают у него гнев, злобу, объяснить которую он и сам не может и не хочет.
Гордость - вот главное препятствие на пути к Богу.
Впрочем, бывает, когда Господь не попускает веры человеку. Тому могут быть разные причины. Например, человек уверует, но не примет Бога. Тогда он будет бит много больше, если бы грешил, не зная Закона. Другой превратит веру в фанатизм, отравляя все вокруг и превозносясь, уготовит себе тем погибель, вернее, чем прежней жизнью. Иные настолько немощны и подвластны соблазнам, что самое лучшее для них - уже на смертном одре, в дали от мирских искушений, поверить, покаяться и отойти на Суд…
Вера есть безусловно дар, такой дар, который предлагается каждому, но не каждый готов и желает его принять. Так в крещении всевается семя Нового завета, но не в каждом оно произрастет. В причастии мы соединяемся с самим Господом, но, по слову апостола Павла, можем много болеть и даже умереть, если причащаемся недостойно (1 Кор. 11: 29,30).
«…И бесы веруют, и трепещут» (Ик. 2:19). Посему справедливо сказать и то, что вера сама по себе не спасает и даже в осуждение нам служит и зовется мертвой, если не влечет за собой дел. Мы становимся хуже бесов, если к вере своей не имеем страха Божьего.
Мы не можем точно сказать, почему не верит тот или иной человек, но трудно не согласиться: «Вера есть удел благодарных» (св. Иоанн Златоуст). Из тех десяти прокаженных, что исцелил Иисус (Лк. 17: 11-19), чудо узрели все, но только припавший ко Христу с благодарностью мог сказать «Верю!».
А. Миронов
Сайт: http://artmiro.ru
| |
|