Как-то мне с друзьями пришлось переночевать в скиту Кавсокаливия. Архондарик тогда был еще не закончен и спать пришлось в помещении для рабочих, которых тогда почему-то не оказалось на месте. Нам помог один русский строитель, который уговорил начальство скита оставить нас на ночь. Скитский собор представляет удивительное зрелище. Росписи его настолько прекрасны, что трудно их с чем- либо сравнивать. Но фотографировать здесь не разрешается. Святая Анна два раза в день причаливает к арсане (пристани) скита. Рано утром, слегка потрапезничав, мы отправились к пристани скита. Наш друг показал нам тропинку, напутствовав нас словами: «Там разберетесь, Господь укажет вам дорогу». Когда мы пришли к пристани, то удивились что пирс очень мал и не понятно как к нему можно причалить. Когда мы, наконец, осознали, что «Господь не указал нам дорогу» и пристань эта совсем не та, то бежать на другую было уже поздно: корабль принял пассажиров и отправился в обратный путь. Конечно, мы сильно вознегодовали на рабочего, который мог бы не только «благословить» нас в дорогу, но и поточнее указать нам путь или даже проводить нас до пристани. К счастью, был еще второй корабль, ждать которого надо было несколько часов.
Почти никому не пришла в голову простая мысль, что на Афоне не бывает случайностей и если мы задержались, то нам и следовало еще задержаться. Проходя по дороге от пещеры Нила Мироточивого к Кавсокаливии, я не раз видел указатель, на котором было написано: пещера преподобного Акакия. Скит Кавсокаливия известен двумя святыми преподобным Максимом Кавсокаливитом и преподобным Акакием. Преподобный Максим был необычным, не типичным для Афона святым. Поэтому многие считали, что он пребывает в прелести…
Преподобный Акакий очень почитаемый на Афоне святой. Родился он в Эпире, суровой горной области Греции, которая по одной из теорий была прародиной греческих племен. С юности преподобный Акакий усилено занимался молитвой, и когда пришел на Афон то стал великим старцем. Подвижническую жизнь он с великой ревностью о православной вере. Именно, у него готовились к подвигу некоторые афонские монахи, которые потом дерзновенно проповедовали православную веру перед турецкими начальниками и принимали мученический венец.
Задержавшись на несколько часов и нарушив свои, казалось бы, вполне разумные планы мы получили возможность помолиться в этой пещере, которая и находилась недалеко от пристани и мимо которой я не раз легкомысленно походил. Этот святой одно время отказался от хлеба и ел только траву с толченным мрамором, что совершенно для нас непостижимо. Именно он и основал Кавсокаливитский скит. Произошло это само собой: многие прослышав его подвижнической жизни, приходили и селились рядом. Именно этот святой извел в безлюдном месте, лишенном воды, прекрасный источник, из которого мы пили воду, чтобы братия могла здесь жить. Все эти подробности я узнал из его жития, которое прочитал, когда вернулся в Москву. И мне стало сразу понятно, что, придя в скит, мы опрометчиво не пришли сами к его начальнику, за что и были наказаны. Святой преподал нам урок афонской «вежливости», но более серьезное поучение можно извлечь из его жития.
Преподобный Акакий подготовил несколько монахов к мученичеству. Но это мученичество не было своеобразным элементом национально-освободительной борьбы, которой очень гордятся греки.
Эти мученические акты имели целью не только личное спасение самих святых, но и должны были возбудить ревность к вере греков, многие из которых становились ренегатами. Исторические свидетельства говорят, что в Греции во время османского владычества отходили от православия целыми деревнями. И эти предатели веры частенько становились самыми лютыми гонителями христиан.
Но подвигая на духовную борьбу, святой не призывал единоплеменников к бунту, а учил смиренно переносить угнетение. Потому что, считал это угнетение наказанием за грехи Византийской империи. Смирением, а не безобразными бунтами, немало которых знал и Святой Афон, надо было заслужить прощение у Господа. И если бы греки следовали своим преподобным учителям, то, кто знает, может быть, тогда воплотилась бы в жизнь их национальная мечта: Мегали идеа, и им бы удалось вернуться в Константинополь. Но в XX веке они попробовали взять его силой и были сурово наказаны.
«Однажды, преподобный Акакий совершая свое правило, пришел в исступление: он увидел светоносного мужа, который, взяв его за руку, привел на обширное поле, на котором было множество прекрасных зданий, но без обитателей в них. Удивляясь этому, преподобный спросил онаго мужа: почему все те столь прекрасные здания пусты и для кого оныя приготовлены? – Эти чудныя здания, отвечал светоносный муж, приготовлены для тех христиан, которые платят туркам подати и другие повинности, при том терпят свое рабство с благодарностью Христу Богу, устрояющему все во благое, – тогда кончилось видение, преподобный призвал своих учеников, и сказал им: если есть у вас деньги, то идите и заплатите туркам дань, дабы и нам иметь участие с теми рабами Божиями, которые платят им повинности, при сем рассказал им свое видение».
Не знаю, какие слова надо добавить к этому удивительному рассказу.
Вспомним великого чудотворца современности святого праведного Иоанна Русского. Он стал великим святым не потому, что убил своего угнетателя, убежал в лес и там организовал шайку разбойников, а потому что смиренно переносил все тяготы неволи, и верой и правдой служил своему поработителю.
У нас в России появились люди, которые говорят, что надо подчиняться только христианским властям – чем указывают свое неверие в Бога, в Его промышление о человеке. Все эти завоевания и угнетения даются Богом для нашего вразумления. И почти столетнее владение большевиками и их последователями Россией – тоже средство вразумления для русских. И что же? Когда я заикнулся об этом в одной из статей, то буря негодования: «Разве Бог мог попустить исчадьям ада – коммунистам (таковыми их считают недовольные этой статьей, среди которых я подозреваю было немало недавних этих самых коммунистов) насиловать Россию?» Это говорит о том, как мало его, покаяния, у нас. И золоченные купола – это по сути химера возвращения Руси к православию. Ведь нет этого покаяния, которое одни видят в единичном богослужебном акте, другие в поливании грязью своих предков, но никто не думает, что это покаяние в первую очередь касается лично его… И что оно в возвращении к православной вере, а не в использовании удобных моментов православного мировоззрения для своих целей. Типа духовная терапия или удобный фундамент для организации обзества.
Как жить в современном мире? У нас есть книги, которые надо уметь открывать в нужное время и на нужном месте. Сейчас многие сетуют, что нет богоносных старцев, в том числе и на Афоне. Нет. Но все что были, они рядом с нами, пусть телом уже не на земле. И дают иногда нам поучения, которые надо уметь расслышать.
| |
|