Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Христианское творчество / Нестеров Андрей / Варяги. Рюрик. Русь. Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language христианские стихи поэзия проза графикаПо-русскихристианские стихи поэзия проза графика христианские стихи поэзия проза графикаПо-английскихристианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
Интересно:
Рекомендуем посетить:

 


Варяги. Рюрик. Русь.

Варяги, кто они? На этот вопрос можно ответить не просто, а очень просто. Славянские морские разбойники. В отличии от своих коллег по цеху викингов – скандинавских пиратов. Этимология слова «варяг» имеет самые различные истолкования от «мелкого торговца» до «солнцепоклонника». Это не столь важно, важнее, что варягами считались именно представители славянских племён. А это в корне противоречит «норманнской» теории рождения Руси Августа Шлёцера. Подобная идеологическая схема должна была лишь оправдать пребывание на русском престоле царей–иноземцев.
Период расцвета варяжских набегов падает на VII-XI вв., хотя в русских летописях последние упоминания о чинимых варягами грабежах отмечены XII веком. Негативные экономические и социальные факторы жизни балтийских племён способствовали бурному росту разбойничьих ватаг. Варяжские дружины из лихих людей воплощали в жизнь более поздний девиз – «пролетарии всех стран объединяйтесь». В любую историческую эпоху маргиналы, возглавляемые опытным предводителем, представляют собой грозную силу! А в раннем средневековье варяги были «язвой христианства» и «притчей во языцех», Балтийское море недаром называлось Варяжским.
Летучие отряды славян в союзе с норманнами опустошали города Франции, Англии, Испании и Северной Африки. Славянские города стали перевалочными пунктами, откуда награбленное добро уходило на Восток, что стимулировало торговлю знаменитого купеческого маршрута «из варяг в греки».
Время стёрло в истории имена многих удачливых варягов, все помыслы которых сводились лишь к собственному обогащению. И только человек с незаурядными способностями и государственным мышлением смог оставить своё имя на пыльных страницах истории. Таким человеком оказался Рюрик – варяг, заложивший фундамент Русского государства.
Рюрик родился, приблизительно, в 806-807 гг. в г. Рерике, в семье Годолюба, князя славян-рарогов. Рароги входили в большой племенной союз ободричей, занимавшихся хлебопашеством, ремёслами и торговлей. Матерью Рюрика была Умилена, средняя дочь новгородского князя Гостомысла. У первенца родившего в подобной семье обеспеченное будущее было практически в кармане, но «его величество случай» перекраивает судьбы на свой манер. В 808 году город Рерик захватывает датский король Готфрид и казнит Годолюба. Умилена вместе с Рюриком бежит из города. Теперь, кроме благородного происхождения и родового герба сокола-рарога, символа Огнебога-Семаргла у Рюрика ничего не было (соколиная охота – популярная царская забава, ведёт традицию именно от этого символа). Подобный факт, наверняка, оставил глубокую душевную травму в детской психике (возможно эпилептические припадки в роду Рюриковичей имеют своё начало именно в этом событии). Одно можно сказать утвердительно – датчане стали кровными врагами Рюрика, об этом он помнил всегда. Вероятно, беглецы скрывались у своих родственников из соседних племён, не исключено, что и Гостомысл не был равнодушен к участи дочери и внука. В конце-концов, Умилена нашла приют, где-то на территории франкского королевства.
Имя Рюрика возникает на исторической арене спустя почти двадцать лет. Чем он занимался все эти годы, может быть, готовил себя к будущей карьере - постигал воинское искусство и жаждал отомстить за своего отца. Всё может быть.
И вот в 826 году Рюрик и его сводный брат Харальд появляются при дворе короля Людовика Благочестивого. Король обращает их в христианство и благословляет на борьбу с датчанами, тем самым, подтверждая их право на владение отцовскими землями. Без особых усилий они возвращают себе отцовское наследство. Но стать владетельными феодалами им не удалось. В 829 году во франкском государстве начинаются междоусобные войны и новый передел земель. Территорию, которой владели сыны Годолюба, переходят к одному из претендентов на королевский трон – Лотарю.
Подобный поворот событий и стал той причиной, по которой Рюрик и Харальд подались в варяги. Ватаги авантюристов раннего средневековья пополнялись людьми из разных социальных слоёв. Жажда стремительного обогащения собирала под свои знамёна сыновей всех религий и народов. Но варяжская дружина не была шайкой обычных убийц и мародеров. Это был военный орден со своим неписанным уставом и железной дисциплиной, в противном случае они не представляли бы собой какой-либо опасности для государств Европы. Отряды опытных и жестоких варягов, на тот момент, были самой лучшей армией, действовавшей как на суше, так и на море.
Варяжские эскадры иногда состояли из нескольких сотен быстрых и лёгких судов, каждое из которых вмещало до 70 человек. По нынешним меркам, это была целая дивизия морской пехоты, опытной и хорошо вооружённой. Варяги также перевозили с собой и лошадей, но как род войск варяжская кавалерия так и не сложилась, и была лишь вспомогательной силой. Главной ударной силой была именно пехота.
Тут нельзя обойти вниманием такое явление как берсеркеры («неистовые»). Это был своего рода средневековый спецназ в звериных шкурах. Насколько они были распространены среди славянских дружин, судить трудно, но если считать что варяжские отряды не были этнически однородными, следует допустить наличие берсеркеров и в их среде. Берсеркеры вводили себя в особый транс с помощью самовнушения или принимая психотропные средства из грибов, или растений. Возможно, это происходило под воздействием жрецов владевшими психофизическими методами хорошо известными в Индии и на Дальнем Востоке. Так или иначе, обычный воин приобретал поистине сверхчеловеческие возможности.
Берсеркер отождествлял себя с тем или иным хищным зверем и действовал на уровне подсознания. Увеличивалась скорость реакции, физическая сила, тело становилось нечувствительным к боли. Штурмуя города, они оставляли за собой лишь горы трупов. Сверхчеловеческие способности, которые они выжимали из своего организма, приводили своих обладателей либо к смерти, либо к сумасшествию. Даже собратья по оружию предпочитали держаться от них в стороне.
Отряд берсеркеров одним своим видом заставлял трепетать врагов, «подобные бешеным псам или волкам, они грызли собственные щиты; они были сильны, как медведи или вепри; они повергали врагов наземь, их не брали ни стрелы, ни огонь».
Не оттого ли средневековая Европа была полна легенд о кровожадных оборотнях, источником которых, возможно, была недобрая память о тех самых берсеркерах.
Вслед за берсеркерами наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота и довершала разгром. Внезапность, мобильность и мощь были главными показателями тактики варяжских дружин. Их ладьи с малой осадкой легко шли по рекам вглубь материка и предавали города мечу и разбою. Короли и князья предпочитали платить им дань, чем воевать с ними.
Год 843-й можно считать взлётом военной карьеры Рюрика. В составе огромной славяно-норманнской армады Рюрик и Харальд вели за собой большой варяжский отряд. Эта интернациональная армия взяла приступом: Нант, Бордо, Севилью, Лиссабон, множество других городов и докатилась до Северной Африки. С огромной добычей дружина Рюрика вернулась домой. На острове Рюген он устроил свою хорошо укреплённую морскую базу, откуда и планировал дальнейшие походы.
В течении семи последующих лет имя Рюрика становится широкоизвестным. Он принимает участие в первом штурме Парижа, в одном из очередных набегов погибает его сводный брат Харальд. В это время Рюрик уже женат на Ефанде, дочери норвежского короля, имеет несколько детей, старшим из них и наследником отца является Игорь. Воспитателем к нему приставлен брат жены - Олег, жрец и предсказатель из викингов. За что впоследствии и получил прозвище Вещий.
Рюрик, несмотря на своё христианское крещение, поклонялся своим древним богам как Световиту так и Одину, принося им многочисленные жертвы. И судя по всему, боги были благосклонны к своему удачливому сыну.
В 850 году огромная эскадра в 20-22 тыс. воинов высадилась на берега Англии. Поход снова ознаменовался огромной добычей. Слава ходила за Рюриком буквально по пятам. В 854 году Рюрик основательно бьёт своих кровных врагов - датчан, проводит рейд по скандинавским городам подвластным датскому королю. Он захватывает земли в верховьях Рейна и Фридланд, тем самым, возвращая себе отцовское наследство. За этот военный поход он получает прозвище Ютландский.
К 860 году новгородский князь Гостомысл, будучи на пороге смерти, был озабочен поисками достойного преемника (очень актуальная проблема во все времена). Прямых наследников по мужской линии уже не было в живых, и Гостомысл боялся, что всё созданное им может пойти прахом. Выбор его пал на Рюрика, во-первых: он был внуком Гостомысла от средней дочери; во-вторых: знаменитым и опытным военноначальником. На обращение к нему новгородского посольства: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – идите княжить и владеть нами…» (здесь, наряд – управление, руководство), Рюрик после недолгих раздумий согласился, он по примеру западных королей, мечтал основать собственное династическое государство.
В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. Сам Рюрик сел в Ладоге, а предводителей своих отрядов посадил в Белоозере и Изборске, (некоторые исследователи считали, что он посадил в этих городах своих братьев Синеуса и Трувора, возможно, это просто лингвистическая ошибка). Почему же Рюрик не стал княжить в самом Новгороде? Вероятно, существовала какая-то договорённость с Гостомыслом, ведь у него был ещё внук от старшей дочери – Вадим, которого оставили номинальным правителем Новгорода. Для Рюрика этот факт не имел особого значения, вся военная мощь была в его руках, тем более, что Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки» и он контролировал весь товарный поток и соответственно пополнял собственную казну.
В течении двух лет Рюрик присоединяет к своим владениям Смоленск, Ростов, Муром – земли которыми владел Хазарский каганат. Но в 864 году Вадим, видимо оскорблённый своим зависимым положением, поддерживаемый новгородскими боярами, купцами и волхвами поднимает мятеж.
Волхвы особенно ненавидели Олега Вещего, который изменил формы поклонения языческим богам. Вместо давно заведённых ритуалов в среде ремесленников, торговцев и пахарей, он внёс более простой, но более жестокий стиль, с многочисленными человеческими жертвоприношениями. Обычными для суровых варягов, проводивших всю свою жизнь в походах и войнах, и строивших свои отношения с богами по принципу «ты – мне, я – тебе».
Восстание Вадима, именуемого в летописях Храбрым, было подавлено с особой жестокостью, «…того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих уби новгородцев».
Покончив с внутренними врагами, Рюрик начинает создавать собственное государство. Грозный варяг обретает черты политического деятеля и рисует дальние перспективы, которые пытается достичь самыми различными методами.
После 864 года Рюрик совершает походы в днепровские степи, где занимается обычным разбоем грабит и убивает хазарских, мадьярских и греческих купцов. Со своей дружиной он входит в Киев, где ведёт переговоры с Аскольдом и Диром, бывшими коллегами по ремеслу, захвативших в своё время киевский престол, (некоторые историки считают Аскольда и Дира старшими дружинниками Рюрика, другие потомками князя Кия. Единодушия в этом вопросе нет). Договор, видимо, заключался с целью защиты земель Рюрика с южных рубежей. Правда, мир этот продлился недолго, в 866-870 Аскольд пошёл войной на племена полян и кривичей. Это были владения Рюрика, и тот нанёс такое сокрушительное поражение хозяину Киева, что Аскольд предпочёл убраться восвояси.
Почему Рюрик не взял штурмом сам Киев, а ограничился только выкупом? Возможно, он не хотел большой войны с Византией, Аскольд и Дир приняли христианство в Царь-граде и номинально подчинялись византийскому императору. Тем более Рюрик враждовал с хазарами и война на два фронта была чревата поражением, надо ещё учесть, что ему приходилось охранять рубежи своих владений и со стороны Балтики.
Конечно, Рюрик строил планы относительно захвата Киева, поход на Царь-град и разгром Хазарского каганата, но ему были нужны могущественные союзники. Поэтому он в 873-879 годах неоднократно ездил на запад, где договаривался о военной поддержке с наследниками франкского короля Лотаря. К сожалению, смерть в 879 году оборвала его замыслы, их воплотил в жизнь жрец-воин Олег Вещий, вместе с князем Игорем Рюриковичем.
Но то, что уже сделал Рюрик - было немало, подняться от простого пирата до главы государства - требовало поистине неординарных способностей! Жизнь порой закручивает сюжеты похлеще, чем бывают в авантюрных романах. Благодаря Рюрику был заложен фундамент Киевской Руси, а позднее Руси Московской. Сокол-Рарог – символ Рюриковичей полетел сквозь столетия, олицетворяя собой славу, доблесть и силу Русского государства.

17.05.2006. Москва.



P.S. Данное повествование не противоречит, в целом, так сказать, официальной истории, ведущей отчет рождения Русского государства от времени княжения Рюрика. Но по материалам исследователя В.Н. Дёмина история русского государства начинается с 2 409 года до н.э. Он особо подчёркивает значение древнерусского исторического сочинения «Сказание о Словене и Русе» для современной исторической науки. Ещё Ломоносов писал о глубоких исторических корнях русского народа: «Величество словенского народа <…> даже баснословных еллинских времён простирается и от Троянской войны известна. Енеты, венеты или венды народ словенского поколения, с королём своим Пилимоном бывши в Трое для ее от врагов защищения, лишились своего государя и для того, соединяясь с Антенором, отъехали во внутренний конец Адриатического моря и, поселяясь по берегам, где ныне Венецейское владение, далече распространились».
Двигаясь к своим истокам - лучше осознаёшь собственное будущее.
  





христианские стихи поэзия проза графика Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостолы Пётр и Павел. 2021. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Притча о неверном управителе. 2021. Холст, масло. 60×70
( Миронов Андрей Николаевич )

  Не знаю вас (Я дверь овцам). 2011, 2021. Холст, масло. 50×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Призвание апостола Матфея. 2010, 2020 г.. Холст, масло. 85×70
( Миронов Андрей Николаевич )

  Явление Христа апостолам (Уверение Фомы). Авторское повторение. 2017, 2021. Холст, масло. 70×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Притча о купце и жемчужине. 2020. Х., м. 85/120
( Миронов Андрей Николаевич )

  Христос в доме Симона фарисея. 2020. Х., м. 85/120
( Миронов Андрей Николаевич )

  Перед Святым Рождением Христа
( Цветкович Ольга Львовна )

  Автор Мария Алексеевна Тихонова. Редактор Сугоняко Анастасия Сергеевна. Книга Моих Воспоминаний
( Тихонова Мария Алексеевна )

  Вот и всё...
( Красильников Борис Михайлович )

  Сидоров Г.Н. Размышления о судьбах Церкви
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  На пороге
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Навеянное эпидемией
( Красильников Борис Михайлович )

  Дождь
( Геннадий Куртик )

  Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский, исповедник и Христа ради юродивый. 2020. Холст, масло. 60/40
( Миронов Андрей Николаевич )

  Пелагея Рязанская. 2020 г. Холст, масло. 35/25
( Миронов Андрей Николаевич )

  Гость. 2019. Холст, масло. 60×30
( Миронов Андрей Николаевич )

  Царь Иудейский. 2019 г. Холст, масло. 70/60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Се, Мати твоя. 2020 г. Холст, масло. 50/50
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2022 Причал
Наши спонсоры: