Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Христианское творчество / Любовь Александровна Дмитриева / Этический взгляд на послушание жены Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language послушаниеПо-русскипослушание послушаниеПо-английскипослушание
послушание
послушание
Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 


Этический взгляд на послушание жены

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОПРОСА


Для человека, исповедующего христианское мировоззрение, понятие "послушание" является одной из главных добродетелей, которые описываются на станицах Священного Писания. О необходимости послушания Богу мы узнаем с первых дней своего уверования, если мы приходим из мира, либо осознаем это постепенно, если воспитываемся в христианской семье. Первый грех, который совершил человек на земле, это грех непослушания Богу. Он повлек за собой все остальные грехи и преступления человечества. Как следствие этого греха появилось изменение во взаимоотношениях между мужем и женой.


Нужно отметить то, что семья — это первый институт социальных отношений, который был создан Самим Богом, прежде чем появилось общество и государство. Богу угодно было через установленный Им союз мужчины и женщины населить землю созданиями совершенно отличными от ангелов, а именно родом человеческим. Отношения между первыми супругами были идеальными. Жена была сотворена, чтобы быть помощницей мужчине, и поскольку не было греха, то и их брак не омрачался ничем. Все сотворенное Богом было прекрасно, поэтому в браке первых жителей земли должна была быть та божественная гармония, о которой грешный человек может только приближенно догадываться. Все это было разрушено с появлением греха, подобно драгоценной чаше, разбитой неосторожным движением. Остаются осколки, по которым видно, что чаша не имела цены, она была прекрасна, она не подлежит восстановлению, другой такой нет. Остается сожаление и сокрушение о невозвратности утраченного. Что имеем мы взамен? Подобно тому, как разбитую чашу можно заменить глиняным сосудом или чем-то еще, так и идеальный гармоничный брак, который был до грехопадения, заменяется тем видом брачных отношений, что имеет место теперь. Возможен ли идеальный брак сегодня? Как его можно построить? Дается тысяча рецептов. Психологи, сексологи, консультанты предлагают различные способы выхода из критических ситуаций. Зачастую конфликты, возникшие в семье, оказываются неразрешимыми, и семья приходит к распаду. Тысячи, миллионы разводов. Разводы даже в христианских семьях, у тех, кто считает себя верующими. Те, кто остаются в браке, большей частью не удовлетворены своими взаимоотношениями с супругом или супругой, но мирятся с эти положением, не видя иного выхода.


Вопросы взаимоотношений в браке является этическим вопросом. Он связан с представлением о ценностях, сформированным в сознании супругов до их соединения в браке. Это соединение двух мировоззрений, попытка соединить их в одну гармоничную структуру так, чтобы они стали совместимыми и индивидуальными одновременно. Если подходить к проблеме теоретически, то она кажется совершенно неразрешимой. Нет двух идеально подходящих друг другу людей, которые соединились бы в гармонии, не претерпев никаких изменений и не произведя необратимых изменений в своем партнере. Идеальной парой были Адам и Ева, потому что Господь сотворил их так. Адам, увидев Еву сказал: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа" (Быт.2:23). В них все было совместимо: и плоть, и мировоззрение и, наверное, характер. Потому что так сотворил Господь, и оно было "хорошо весьма".


После того, как разбилась драгоценная ваза идеальных супружеских отношений, начались первые конфликты. Адам сваливает свою вину на Еву и в конечном счете на Самого Бога: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт.3:12). Если проанализировать ситуацию, то можно увидеть, что непослушание Евы, было непослушанием мужу, потому что заповедь о плодах запретного дерева дана была Адаму, когда Евы еще не существовало. Следовательно, информацию об этом запрете она должна была узнать от Адама, и послушаться его, чтобы быть послушной Богу. Какое же наказание было дано Еве за непослушание? Помимо болезни в родах было сказано следующее: "к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". Женщина становится зависимой от мужчины. Это психологическая, экономическая, социальная и даже политическая зависимость. Всякая девушка, которая не имеет патологических отклонений, желает выйти замуж, когда наступает ее пора, и она становится взрослой. Это становится ее потребностью. В древности это было важно и потому, что муж являлся не только кормильцем, но он защищал семью от различного рода опасностей. Таким образом, это был и вопрос защищенности. Недаром для девушки понятие вступить в брак выражено таким словосочетанием: "выйти замуж". Т.е. встать за спину мужа, под его защиту. Но не всякий мужчина, молодой человек стремится связывать себя узами брака. У него нет такой потребности, как у девушки. Он может откладывать этот шаг на неопределенно долгое время и не чувствовать себя ущербным при этом. Таким образом, женщина через прабабушку Еву получила "влечение к мужу", потому что ТАК СКАЗАЛ ГОСПОДЬ.


Второе, что приобрела Ева в области супружеских отношений за свое непослушание Богу, это господство мужа над нею. Из статуса просто помощницы, она перешла в статус подчиненной. До этого расстановка уровней возможно была иная. Ведь статус помощницы не является унизительным. Чаще всего слово "помощник " употребляется по отношению к Богу. У человека-мужчины два помощника: Бог и жена. И вот после грехопадения мужчина становится господином над своей женой. Женщина платит за свое непослушание Богу послушанием и Богу, и мужу.


Бог волен делать то, что Ему угодно, даже если мы не понимаем зачем это. Но в данной ситуации можно догадаться, почему было необходимо женщине иметь влечение к мужу, и мужу господствовать над женой. Потому что нарушился баланс. Произошла разбалансировка всей системы взаимоотношений между всеми людьми. В эту систему ворвался грех, он повлек за собой необратимые изменения в отношениях людей. Вспомним хотя бы смерть Авеля. В таком новом мире, нужно было строить по-новому взаимосвязи, чтобы существовало какое-то приближенное равновесие. Т.е. приходилось внести некоторую корректировку, для сохранения всей системы. Мужчине придется в поте лица добывать хлеб, чтобы накормить себя, жену и своих детей. Женщина стала зависимой от кормильца мужа. Раньше можно было поесть плодов от деревьев, которые вольно и изобильно росли и питали беззаботных людей, теперь же требуется совершать изнурительный труд, который женщине одной не под силу. Появилась опасность убийства со стороны хищных животных (после Потопа) и со стороны злых людей (даже со стороны тех людей, которые являлись близкими родственниками). Это тоже требовало решить проблему защищенности для слабой женщины. Таким образом женщина стала зависимым созданием. Поэтому ее влечение к мужу вполне объяснимо. И Господь знал наперед, что это так будет. И эта ее зависимость делает ее более жизнеспособной. Тогда влечение ее к мужу, помогает ей разрешить все социальные, экономические и политические проблемы (политические проблемы вырастут когда-то в отношения между государствами, а на первых порах это межродовые и межплеменные отношения). Есть еще сферы психологическая и физиологическая, но это отдельные темы, и нет возможности рассмотреть их подробно в узком объеме этой работы, но и их тоже нужно учитывать.


Влечение жены к мужу, является фактором, обеспечивающим женщине внешнюю безопасность. Она выходит замуж, т.е. встает под защиту своего мужа. Тогда появляются внутренние проблемы. Она защищена от несовершенств внешнего мира, но грех существует везде, и в семье тоже. И здесь требуется инструмент, который также помог бы сбалансировать искаженные грехом отношения между мужем и женой.


Встает вопрос разрешения бесчисленных конфликтов, по-хозяйски вошедших в семейную жизнь вместе с грехом. Потребовалась еще одна поправка, которая поможет как-то выправить нарушенное равновесие. Таким инструментом могло стать только послушание. Это чисто этический вопрос. Вопрос морали, нравственности, воспитания, восприятия брака таким, каким повелел воспринимать Господь. Психологи и консультанты часто упоминают такое понятие как "уступать". Это совершенно не то же самое что "слушаться". Уступать, это совершать что-то великодушное, проявлять доброту характера, мягкость, любовь. Все это на своем месте просто необходимо. Но "послушание" — это именно то, чего хочет от нас Господь. Это то, что Он повелел исполнять, и поэтому это не должно оспариваться или обсуждаться с целью опровержения. Можно порассуждать над этим и не более. А следующий шаг, это исполнение. Если девушка правильно воспитана, это не будет никогда составлять для нее проблему, трудность или преткновение в супружеских отношениях. Она просто будет выполнять это с удовольствием и пожнет Божии благословения за свое послушание. Если жена слушается мужа, то конфликтам остается очень мало пространства. Человеку дается очень простая и удобная схема: муж подчиняется Богу, жена подчиняется Богу и мужу, дети подчиняются Богу, отцу и матери. Это рабочая обкатанная, надежная схема. Конечно, идеальных супружеских отношений она вернуть не сможет, потому что помимо этого есть множество наших несовершенств, которые способны нас порою омрачать (один эгоизм чего стоит), но выжить, сохранить мир, сохранить семью, вырастить детей эта схема помогает, ПОТОМУ ЧТО ЕЕ ДАЛ ГОСПОДЬ.


Мы видим во времена Ветхого Завета, что даже у избранного народа Божьего имели место полигамия, в чем проявлялось несовершенство брачных отношений, а также разводы. Позднее Иисус скажет: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф.19:8). Да, сначала так не было, и отношение между супругами было иное, и положение женщины было отличное от того, что наблюдается в древних восточных культурах. Но вспомним на примере царицы Астинь, каковы были последствия непослушания женщины. Она лишилась царского звания. Ни ее красота, ни ее знатность не спасли ее от наказания. И напротив, кротость и послушание Есфири не только спасли ее, но и целый народ избавили от уничтожения. Мы видим, что даже такой суровый царь, как Артаксеркс был милостив к своей жене, потому что она была послушной и угодила ему. Бог смягчил его сердце и защитил ту, которая сама три дня постилась, и служанки ее, и народ ее. Они взывали к Богу, и Он ответил. Такая высокопоставленная жена, какой была царица Есфирь, находящаяся в царских чертогах, имела страх и смирение перед своим царственным мужем. Это добрый урок для всех жен.


Итак, потеряв гармонию первозданных супружеских отношений, женщина получила некоторые поправки к взаимосвязи между нею и мужем, и эти поправки оправданы реальностью.


ПОСЛУШАНИЕ ЖЕНЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ И В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ


С пришествием Иисуса Христа на землю и провозглашением Его учения, брак обрел свое достоинство, и восстановление звания супругов. Женщина была уравнена в правах с мужчиной как "сонаследница благодатной жизни" (1 Пет.3:7). Муж должен оказывать ей любовь и попечение, не должен быть суров к ней, не должен быть деспотичен. Женщина для мужчины должна быть не только женой, но и сестрой в Господе. В то же время тема о послушании жены раскрывается достаточно подробно в Новом Завете. В шести местах упоминается вопрос о послушании жены: это в 1 Послании Петра, в 1 Послании Кор., в Послании к Ефесянам, Колосянам, 1 Послании к Тимофею. Об этом пишут и Петр, и Павел. Мы читаем у Павла: "…всякому мужу глава Христос, жене глава — муж" (1Кор.11:3); " Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены" (Еф.5:22-23). Нигде в Ветхом Завете нет такого подробного разъяснения о субординации в семье, как в Новом Завете. Из истории мы знаем, что положение женщины на древнем Востоке, да, наверное, и сегодня, отличается от нашего современного европейского западного образца. У древних римлян женщина считалась вещью, право на которую определялось как на движимое имущество. Ей мало было дано, но с нее много взыскивалось. Эмансипация превратила нас в "деловых женщин", мы получаем зарплату, имеем какие-то социальные гарантии (особенно в развитых странах), мы знаем себе цену и потому имеем определенные претензии на равенство в браке. Но если мы исповедуем христианство, то должны принимать то, что написано в Слове Божием. В тексте ведь нет никаких поправок на то, что если женщина получает одинаковую зарплату с мужем, или если она устает на работе, то может уже не подчиняться мужу. Мы скажем, что да, социальное положение женщины изменилось, она более защищена и менее зависима. Это так. НО СЛОВО БОЖИЕ ГОВОРИТ, что жена должна быть в послушании. Сроки действия этого повеления не ограничены концом 19 века, или техническими новшествами, или датой введения каких-то законодательных изменений. Т.е. никаких библейских аргументов для отмены этого положения в семье у женщины нет. Более того, если мы нарушаем данную Богом субординацию, то нарушается вся схема. Если жене глава муж, а она не слушается мужа, то кого она тогда слушается? Если сказать Христа, то это неправда, потому что она уже не послушна Слову Божьему, а значит непослушна Христу. Она уже сама по себе. Фактически женщина перестает быть христианкой, т.к. не соблюдает Слово Божие. Здесь очень важно правильно расставить приоритеты. Что на первом месте? Послушание Богу! Следовательно, послушание Его Слову. А это требует от нас послушания мужу. Вот теперь схема правильная. Все остальное второстепенно и строится исходя из первого. Т.е. когда мы устраиваемся на работу или планируем свой день, мы должны спросить своего мужа: позволит ли он нам это. Если да, то тогда уже можно спокойно рассчитывать свое время, а если что-то не получается, то у мужа же и спросить, как сделать лучше. Таким же образом решаются все вопросы. Если муж скажет: "Делай, как знаешь", то тогда можно помолиться, и Господь подскажет решение, и это уже не будет непослушанием, потому что муж в данном вопросе предоставил определенную свободу. Конечно в каждой семье свой уклад, и всегда какие-то дела или обязанности возлагаются на одного, а какие-то на другого супруга, и поэтому в своих вопросах можно обойтись без совета или позволения мужа, если это заранее оговорено с ним еще давно в начале совместной жизни, и самостоятельность в принятии этих решений не будет непослушанием.


Мы рассмотрели ситуацию, когда необходимо принять какое-то жизненно важное решение или решить текущий вопрос. Несколько по-другому выглядит аспект послушания, когда жена делает что-то и вдруг муж говорит, что это следует делать не так, а иначе. Т.е. его слова звучат как замечание, повеление или приказ, они сказаны в приказном порядке. Вот тут может быть трудно подчиниться. Но опять же, это зависит от личностной диспозиции женщины. Если эта личностная диспозиция сформирована должным образом, и для женщины слово мужа имеет авторитет, то она выполнит его требование и не очень-то при этом расстроится. Вот именно в таких случаях помогает фактор послушания, в отличие от уступчивости. Уступчивость может не сработать, это черта, зависящая только от человека, от качества его характера, это надежда на себя. А вот послушание мужу, это исполнение воли Божией, и здесь помогает Господь, если у женщины есть твердое желание соблюдать Его Слово. Поэтому советы психологов "уступать" не имеют под собою ресурсов для исполнения этого совета, а повеление Библии "повиноваться" дает и силу выполнять это повеление. И именно христианам это делать легче, так как мы имеем силу от Господа, когда поступаем по Его воле. Все это выстраивается в четкую структуру межличностных отношений в христианской семье и помогает сохранить мир и любовь между собою, которые так необходимые человеку, а главное сохранить взаимоотношения с Богом и мир в сердце.


Бог сотворил мужчину лидером. В своей семье муж — это царь, пророк и священник. Если женщина не препятствует ему выполнять эти функции, то мужчина достигает развития всех своих дарований данных ему Господом в полноте. Тогда и жене его около него хорошо, и детям хорошо около таких родителей. В такой семье будет царить гармония, взаимопонимание и любовь. Женщина будет чувствовать, что она "за мужем", Бог даст ему во всем мудрости, во всяком решении, во всяком сложном вопросе, а жене только останется спросить своего супруга и она получит ответ. Это угодно Господу, Он Сам установил такой порядок, и Он даст мужу правильный ответ на решение возникшей проблемы. Женщина же пожнет благословения от Господа и глубокий мир в сердце. Более того, дети, видя ее послушание мужу, будут послушны в ответ. Что может быть прекраснее послушных детей в доме? Авторитет отца в семье — это очень важный элемент в воспитании детей. Вот как далеко ведет послушание жены. И сама такая жена будет в уважении у своего мужа и у детей. И если он царь в своей семье, то она его достойная царица. Тогда христианская семья будет как бы прообразом сочетания Церкви и Христа: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25). Вспомним также слова из притч: "Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли" (Пр.31:23) — это значит муж ее среди почетных граждан города, может быть он занимает положение эквивалентное положению сегодняшнего мэра города. И в этом немалое участие приняла жена. Это она своим послушанием и уважительным отношением к мужу способствовала развитию в нем всех положительных качеств и дарований, которые заложены были Богом, это по ее молитвам он имеет достаточно мудрости, чтобы не только решать семейные вопросы, но и разбирать городские тяжбы. К его голосу прислушиваются, потому что он говорит с мудростью. Дома он может наставить жену и детей и быть для них пророком, т.е. говорить к ним Слово Божие, разъяснять его. Он будет молиться за домашних пред Богом, и тем самым выполнять роль священника-ходатая, и Бог услышит его молитвы, потому что он будет молиться искренне, не с тяжелым или огорченным сердцем, но с любовью и попечительством о своей жене и детях. Что может быть прекраснее такой семьи?


Проблемы возникают тогда, когда женщина по своей природе властная. Ей трудно смириться под руку мужа. Но такой женщине неплохо напомнить, что женщина в семье царица только тогда, когда муж ее царь. Если же муж у нее "под каблуком", то она уже не царица, а туфля, т.е. она сама себя унижает, когда унижает своего мужа. К великому сожалению это бывает даже в христианских семьях. И женщины сетуют, почему дети не приходят к Господу? Поэтому и не приходят, может быть, что не видят исполнения Слова Божьего в доме. А написано: "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (1 Цар.15:22-23). Мало того, что возникают проблемы с детьми, но и сама-то женщина оказывается в состоянии постоянного греха, худшего чем волшебство и идолопоклонство. Это беда. Такой женщине очень трудно переломить себя, особенно, если отношения складывались годами.


Есть еще одна "крылатая фраза", которую, к сожалению, можно услышать и от христианок: "муж голова, а я шея". Это может быть желание как-то утешить себя за свое подчиненное положение, которое ей невыносимо, тогда это лишь пустая фраза, шутка. Но если и в самом деле женщина манипулирует своим мужем с лукавством и со злорадством, делая вид, что подчиняется ему, то это уже не "шея", а змея, потому что лукавый путь, это путь сатанинский. Потому что, если жена слушается мужа, то слушается его всегда искренне: "… как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф.5:24), а не с лукавством и тайной гордостью. Жена, послушная мужу, делает то, что ей сказал муж даже тогда, когда муж ее не видит, и не узнает, как или что она делала. Но Бог видит нас каждую минуту и знает, что мы делаем и как мы делаем, в послушании ли мы пребываем. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу" (Еф.5:22) — так должно быть всегда в христианских семьях, и Апостол Павел призывает нас к этому.


Но если ситуация иная? Если муж не знает Христа, или не пришел еще к покаянию? Каково положение жены в таком случае?
Петр говорит: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям" (1Пет.3:1). Здесь часто возникает вопрос: каким мужьям? В контексте мы читаем: "…чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие" (1Пет.3:1-2). Т.е. говорится однозначно о мужьях неверующих. Видимо это случай, когда жена уверовала во Христа, а муж остался неверующим. Тогда задается следующий вопрос: а если муж пьет? Что тогда? Должна ли жена подчиняться такому мужу? Но в тексте не указано, что муж должен быть трезвенником. Нет никаких скидок на то, что муж занимается рукоприкладством, скандалит и т.д., иначе он подходил бы скорее под описание дьякона или епископа (1 Тим.3:12). Сказано очень просто: повинуйтесь. Тогда жизнь такой женщины христианки будет "чистой, богобоязненной", а наградой будет помимо всего "приобретение" мужа для Господа. Причем приобретение без слова. Какую же силу имеет послушание жены! Когда душа черствого, грешного человека, пьяницы сможет прийти ко Христу даже без Слова Божьего, а только через созерцание жизни верующей жены. Только в послушании можем мы обрести "кроткого и молчаливого духа", и даже в Божиих глазах это драгоценно. И опять же наградою женщины будет послушание ее детей. Это то, чего невозможно добиться ни наказаниями, ни окриками, ни суровыми методами воспитания, никакими другими средствами. Даже запугивания не способны привести ребенка к добровольному радостному послушанию родителям, к послушанию не притворному, а истинному. Насколько женщина мать искренна в своем послушании мужу, настолько же искренны будут в послушании дети. Женщина пожинает то, что посеяла.


Если женщине покажется, что муж ее не прав, и нужно сделать что-то не так, а по-другому, то как быть в таком случае? Тут нужно разобраться. Если приказание мужа касается домашних повседневных забот или решения житейского вопроса, то обсуждать нечего, ответ ясен, нужно подчиниться и все, и не огорчать своего мужа неповиновением. Если же муж потребует, чтобы жена сбегала ему за выпивкой, или за куревом, то это делать нельзя, потому что пьянство — это грех. То есть нельзя быть соучастницей в его грехах. Он очень скоро поймет, что это вопрос принципиальный и не будет этого требовать от своей жены. Поэтому жене нужно быть очень послушной во всяких вопросах, где только можно проявить послушание, тогда легче будет отстоять принципиальные позиции. И муж станет уважать принципы своей жены. Он никогда не будет думать, что жена слушается по слабости характера, по безволию, из страха и т.д.


Если вопрос касается вкуса (цвет обоев, паласа и т.п.), то тут можно применить просьбу, попробовать убедить его, или уж смириться, если муж будет упорствовать. Иногда приходится чем-то поступиться, и это легче сделать, если жена ЗНАЕТ, что последнее слово должно быть за мужем, а не за нею. То же самое с выбором меню на ужин. Главное сохранить мир в семье. Когда трудно с чем-то смириться, то нужно просто пойти и помолиться Господу, чтобы Он подсказал, как выйти из положения. Бывает, что муж не прав в самом деле, или кажется так, тогда тоже нужно молиться и просить, чтобы Господь вразумил мужа. Иногда приходится молиться и о защите, если муж гневается напрасно, доходит до рукоприкладства или пьяный начинает безобразничать. Господь знает, как смирить человека. Но тем скорее будет услышана молитва, чем послушнее жена. Если она своевольна, то Бог может и наказать. Это все касается семей, где муж неверующий.


ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ


Что дает послушание жены в практическом отношении? Как уже говорилось ранее дети в семье приучаются к послушанию, более того, они понимают откуда это послушание черпает силы и где его корни, поэтому дети уважительно относятся к матери, а в конечном счете к вере в Бога. Они видят практическую веру. Это то драгоценное, что нельзя внушить никакими нравоучениями и нотациями. Кроме того, у детей, особенно у мальчиков, наступает в определенное время т.н. переходный возраст. Они отметают всякие авторитеты. Именно в этот период очень важно, чтобы в семье был сильный авторитет отца. Потому что зачастую подросток свергает с себя авторитет матери, и если авторитета отца в семье никогда не было, то горе подростку и горе родителям. Вот тут мать начинает жалеть, что все эти годы она помыкала своим мужем, но вернуть уже ничего нельзя, т.к. посеянное принесло плод. Если же авторитет отца в семье полностью сформирован, то отцовское слово имеет силу, и подросток будет послушен советам и требованиям родителей. Хорошо, когда в семье существует формула: "папу нужно что? Слушаться!", и этой формуле подчиняются и жена и дети. Детям легче будет подчиняться, если перед ними будет наглядный пример послушания. Они смогут постоянно учиться этому послушанию у своей матери, и им не обидно будет подчиниться отцу, если "даже мама подчиняется!". Просто тогда переходный возраст у детей пройдет спокойнее для всех, и для родителей, и для подростка. Да и не будет у таких подростков тех проблем, которые возникают в разбалансированных семьях.


Если муж пьющий, то послушание жены играет решающую роль в освобождении мужа от алкогольной зависимости. Во-первых, нужно вскрыть причины, почему муж пьет. Очень часто (не всегда), причина скрыта в самой семье, и даже точнее в жене. Мужчина, как уже говорилось выше, сотворен быть лидером. Когда женщина начинает им руководить, изо дня в день корригировать его поступки, а тем более делать это при детях, при свекрови, при посторонних людях, то мужчина начинает испытывать сильный дискомфорт и даже ущербность. Его психика не выдерживает таких нагрузок, и самым легким снятием подобных стрессов является либо уход к другой женщине, где "тебя понимают", либо выпивка с друзьями, где его никто не корригирует, где "ты нормальный мужик", где тебе легко и просто. Недаром возникла такое выражение, как "Петя, ты меня уважаешь?". Это крик больной души. Мужчины собираются вместе и друг друга пытаются утешить в этой выпивке и таким вот уродливым путем избавиться от внутреннего глубокого дискомфорта. Психологи говорят, что даже на генном уровне может произойти поломка в человеке, если он не находит в семье должного отношения со стороны жены, если он не занимает того положения, к которому он предназначен Богом. Бывали печальные случаи, когда мужчина пытался бросить пить, но ненормальное положение в семье возвращало его на прежний путь, и человек просто погибал, т.е. спивался и даже умирал. Когда человек бросает пить, то у него наступает тяжелый период, потому что греховная привычка тянет его к себе, у него не достает сил бороться со всеми теми искушениями, которые обрушиваются на него, и ему очень трудно. Часто мужчины в такой период времени впадают в депрессию. Они могут часами лежать на диване без всякого желания что-либо вообще делать. Может быть это проявится в их агрессивном отношении к жене и детям. Чаще всего именно на близких удобнее вымещать плохое настроение, нежели, например, на сослуживцах. Представьте себе, что ему приходится разорвать отношения с прежними друзьями, он остается только лишь в обществе своей жены и детей, и сознавая, чем он ради семьи пожертвовал, может быть сожалеет в душе о соделанном. Может быть он чувствует себя одиноким с ними, это особенно усиливает его агрессию. И вот, когда он находится в таком подавленном или депрессивном состоянии, его жена, которая "наконец-то добилась своего", начинает его пилить. Она видит, что один этап ее усилий увенчался успехом, вот теперь нужно еще, чтобы муж начал зарабатывать настоящие деньги. И представьте себе, когда он лежит вниз лицом на диване и думает: "А стоит ли такая его жертва того, что он получил в результате?", в это самое время его жена начинает упрекать его, что вот лежит он и ничего-то не делает, а другие вон на двух работах работают и уже машину купили. Может ли такое поведение его жены способствовать снятию этой депрессии? И наоборот, когда верующая жена принимала на себя все удары характера своего бросившего алкоголь мужа (это трудный период сопоставимый с периодом ломки у наркоманов), то ее послушание и добрый нрав излечивали мужа от алкогольной зависимости. Это может быть трудным временем для нее. Ей потребуется все смирение и терпение, какое только возможно. Она, например, сделает на ужин котлеты, а муж, придя с работы, скажет: "Жарь рыбу", и нужно будет пожарить рыбу, а котлеты отложить на завтра, хотя она сама пришла с работы и устала. Это очень трудно, но результат стоит того, чтобы терпеть. Вознаграждение от Господа. У женщины остается право жаловаться Господу, когда ей становится невыносимо. Бывают случаи, когда муж поднимает руку на жену. Что делать тогда? Прежде всего проявлять кротость и молиться. Бог силен защитить. Главное не раздражать своего мужа. Гнев не появляется на пустом месте, тем более, что кто, как не жена, знает характер своего мужа, знает, как его успокоить, или по крайней мере не подливать масла в огонь. Конечно же она молится, но ведь молитвы при НЕПОСЛУШАНИИ воле Божией не могут быть угодными Богу. Поэтому послушная жена может тем дерзновеннее вопиять к Господу о своем супруге, чем более она старается исполнить Божию волю в семье, и Бог отвечает на ее молитву. И мужчине легче выйти из этого трудного состояния, так как он чувствует себя дома в своей семье ЧЕЛОВЕКОМ, уважаемым супругом и почитаемым отцом. Его слово в семье закон. Он начинает чувствовать огромную ответственность за семью. Ему нет уже необходимости стоять в сквере у пивнушки с друзьями. Он смотрит на таких людей уже осудительно. И жену свою, которая имеет силу характера, чтобы подчиняться своему супругу он будет уважать. Он станет уважать ее веру, потому что знает, что именно по вере своей она подчиняется ему. Все это вместе взятое возносит послушание на высокий пьедестал среди прочих добродетелей.


Послушание жены мужу, есть исполнение воли Божией, и это угодно Богу. Поэтому такая женщина может иметь больше благословений за свое послушание. Господь скорее отвечает на ее молитвы. Одного этого вполне достаточно, чтобы быть послушной. Отвеченные молитвы — это свидетельство для всей семьи, и является хорошим свидетельством для детей и для неверующего мужа. Поэтому по словам Петра, муж неверующий приобретается для Господа. За это Господь тоже приготовляет награду своим верным дочерям. Дети такой женщины видя ее молитвы и ответы на них укрепляются в вере, да и сама она менее имеет поводов унывать, чем всякая другая женщина в ее положении.


Если же женщина своевольна и командует мужем, она тоже получает результат своего поведения, даже если муж не пьет и не ушел еще к другой женщине. За многие годы совместной жизни муж научится молчать и не спорить. Но и инициативы он проявлять не будет. Скажет: "Делай, как знаешь". И женщина будет рваться все делать сама. Потом будет жаловаться, что все лежит на ней, что от мужа толку нет. Такая женщина все взваливает на себя, не давая месту для инициативы своего мужа. Фактически она подавляет его инициативу, его начинает устраивать такое безответственное положение, и он просто не будет печься о семье. Тогда жене и ремонт в ванной придется самой делать, и сантехнику закупать, и деньги на покупку самой выкраивать, занимать и т.д. Все это в то время, как Бог дал ей мужа, за чьей спиной она могла бы чувствовать себя защищенной и обеспеченной.


Отчего это все же происходит? Прежде всего от неправильного воспитания, а также от незнания того, как это должно быть. Если девочка воспитывается в семье, где всем заправляет мать, то и она научиться этому, и по этому же образцу станет строить свою семью, когда выйдет замуж. Также мальчик, который воспитан в подобной семье, станет уходить от ответственности, когда заведет свою семью. Если же мальчик был воспитан правильно, а его будущая жена нет, то может возникнуть большая проблема, когда они поженятся, начнется борьба за власть между мужем и женой, когда столкнутся два лидера. Хорошо, если перед вступлением в брак с такой парой будут проведены в церкви предварительные беседы о взаимоотношениях в семье. Это важная и необходимая подготовка к будущему браку.
Мы видим еще один практический результат послушания или непослушание жены. Это жизнь будущих поколений. В зависимости от того, как женщина ведет себя в семье, так будут жить и ее дети, она показывает им образец поведения в семье. Таким образом, на нее возлагается ответственность и за будущее ее детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Создавая человека, Бог создал существо, способное искренне любить Его. И более того, это существо было наделено свободной волей. Человек должен быть по-настоящему свободен в своем выборе любить и подчиняться Богу или же отвергнуть Божию любовь и ослушаться Его. Мы знаем и то, что грех препятствует человеку подчиняться Божиим заповедям. Но для того и умер Христос, чтобы мы могли быть свободными от греха, теперь, принявшие Божию благодать и прощение через Голгофскую жертву мы можем быть послушными заповедям Иисуса Христа. В первую очередь наше послушание Ему проявляется в наших семьях.


Мы видим из вышесказанного, что вопрос послушания жены мужу является жизненно важным в семейных отношениях. И вопрос этот возник не вчера и не сегодня. Это было сказано Богом еще в Эдемском саду, после грехопадения человека. Это было сказано Апостолом Петром и Апостолом Павлом во времена Нового Завета. И решение подчиняться мужу или не подчиняться принимает сама женщина. Никто не может ее заставить это сделать. Господь хочет, чтобы каждая замужняя женщина приняла такое решение, и следовала Божией воле, если она любит Господа. От принятия этого решения зависит здоровье и климат в семье, душевное состояние мужа и детей, вера самой женщины и всей ее семьи. Бог сотворил человека со свободной волей, и каждый человек принимает сам решения, которые будут иметь последствия либо положительные, либо отрицательные. Поэтому жизненно важно для каждой женщины принять правильное решение в вопросе послушания. И ее решение определяет жизнь целой семьи, поколения ее детей, ее будущность. Она либо получает благословения, либо наказание. И это она решает сама. Потому что ПОСЛУШАНИЕ — это акт доброй воли. Если она решится не слушаться, то никто не заставит ее быть послушной. Но Бог именно хочет, чтобы мы были послушными Ему. И более того, женщина не может быть непослушной мужу и оставаться христианкой. Потому что непослушание, это отступление от Божьих повелений, а значит и от веры. Причиной непослушания чаще всего служит гордость, только она может препятствовать женщине быть послушной. А гордость, как известно — это грех. Так что никаких библейских оснований для непослушания мужу у женщины нет.


Таким образом мы видим, что тот инструмент, который дан Богом после грехопадения человека еще в 3 гл. Книге Бытия, служит к созиданию и гармоничному развитию взаимоотношений в семье в условиях греховности человека. Этот инструмент способствует правильному воспитанию детей, правильной субординации в семье и может служить орудием для спасения неверующего мужа. А в семье верующих, послушание помогает восстановить утерянную гармонию первозданных отношений настолько, насколько это возможно в нашем греховном мире. И тогда исполнятся в жизни такой семьи слова Апостола Павла: "Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали", и жена будет любима, и дети послушны. И исполнится воля Божия в этой семье, и благословение Господне пребудет над ними.
  





послушание Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Этический взгляд на послушание жены
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Подарок Царю (Рождественская пьеса)
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  ОБРАЩЕНИЕ К СВЕТУ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Пустынники или песня о первой любви
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Акварельный образ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Город мертвых
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РИМСКИЕ МУЧЕНИКИ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Узкий путь
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Бестревожная ночь. Как уютно в притихнувшем доме!..
( Зоя Верт )

  Военная весна
( Зоя Верт )

  Чужие звёзды
( Дорн Неждана Александровна )

  Оправдания и обличение
( Зоя Верт )

  Молчанье - золото...
( Зоя Верт )

  Проснуться...
( Зоя Верт )

  В краю, где сердце не с Тобой...
( Зоя Верт )

  Тянуться к Богу...
( Зоя Верт )

  Уплывают вдаль корабли
( Артемий Шакиров )

  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостолы Пётр и Павел. 2021. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: