Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Церковь -- не магазин Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московскогПо-русскиОчень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московскогПо-английскиОчень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског
Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског
Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског
Церковь -- не магазин


На сайт часто приходят вопросы посетителей, куда им жаловаться на нерадивых и грубых батюшек.

Отвечает руководитель пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский:
В Церкви есть четкая иерархичность. Сначала надо пожаловаться настоятелю храма, если виновен настоятель – благочинному. Если благочинный не предпримет какие-то меры, то епархиальному архиерею, и он решает, назначить ли Церковный суд. В каждой епархии свой Церковный суд. Нет такого Церковного суда как в государстве: где-то в центре. Каждая епархия – это отдельная ячейка, вершит Церковный суд архиерей: он назначает или епархиальный совет, или специально избранных людей. Поэтому по всем вопросам надо обращаться в епархию, к правящему архиерею.

У жалобных писем есть часто еще один пункт: качество церковных "услуг". Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московского храма сщмч. Климента иерей Леонид КАЛИНИН.

Торговые точки
Церковь -- не химчистка и не магазин уже потому, что была открыта не предприимчивыми гражданами, но создана Христом и является Его Телом. В отличие от магазина, в Церкви -- не продают товар, а совершают таинства и требы. Последнее слово свидетельствует само за себя: миряне высказывают свою потребность, а священники эту потребность удовлетворяют, причем вместе с мирянами. Посылая апостолов на проповедь, Христос сказал: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» и «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10). Помня эти слова, христиане не платят за совершение церковных таинств и треб, а добровольно жертвуют в Церковь -- для того, чтобы священно- и церковнослужителям было, что есть и во что одеться.

Однако в подавляющем большинстве наших храмов в той или иной степени ведется торговля: книгами, крестиками, открытками, церковной прессой. А раз торговля -- значит, магазин! «По моему мнению, это недопустимо, -- говорит иерей Леонид Калинин. -- Прежде всего, потому, что чем бы ни торговали в храме, процесс купли-продажи порождает обсуждения и разговоры, которые очень мешают богослужению. Во многих храмах и монастырях с этой проблемой справились, перенеся торговые точки в подвал или в другое отдельное помещение храма, а то и просто за его стены. Но все-таки еще очень часто встречаются храмы, где торговля ведется за свечным ящиком».




Сретеский монастырь: книжный магазин находится в отдельном здании

Отец Леонид считает, что в храме должна остаться возможность купить только свечи и оплатить поминальные записки. Тут возникает вопрос: чем свечи и просфоры, которые за свечным ящиком выдают в соответствии с поданными записками, отличаются от книг, платков и прочего товара? И не будут ли люди, мало знакомые с жизнью Церкви, воспринимать и это как признак магазина?

Отличие очень большое. Дело в том, что свечи с древности используются во время богослужения, а без вина и просфор невозможно совершение Литургии. В древности церковная жизнь была организована как жизнь общины. Все члены общины считали своим долгом участвовать в ней. Само слово «Литургия» переводится с греческого как «общее дело». Кто-то приносил для Литургии хлеб, кто-то вино, кто-то воск для свечей, а кто-то -- и то, и другое, и третье. Современная жизнь, особенно городская, редко позволяет человеку иметь собственный воск (для этого нужна пасека) или печь к каждой службе просфоры. Но сам принцип Литургии как общего дела остался: мы вместе молимся, вместе участвуем в таинстве. А вместо того, чтобы, купив за свои деньги муку и дрожжи, напечь просфор, мы отдаем эти же деньги за свечной ящик. На эти деньги специально обученный человек изготовит просфоры. Таким образом, нам облегчается участие в жизни церковной общины. Но кто из «внешних» это знает? Никто! И не узнает никогда, если ему этого не объяснить.

«Надо вести разъяснительную работу с мирянами, -- убежден отец Леонид Калинин. -- Эта работа должна вестись и в проповедях с амвона, и в частных беседах. Надо объяснять людям, что Церковь существует на пожертвования верующих. А если не объяснять этого -- вот тут-то и начинаются ценники: свечи стоят столько-то, венчание столько-то, отпевание столько-то. А ценники -- это уже сигнал для мирян: здесь рыночные отношения. Как в магазине».

Ценники и тарифы: советский пережиток
Действительно, ценники и тарифы на различные церковные требы -- это отдельная проблема. «Многие разворачиваются и уходят навсегда, -- говорит отец Леонид, -- обнаружив, что не в состоянии заплатить столько, сколько требуется в церковном ценнике. Ведь бывает, что человек приходит в Церковь, а ему говорят: ты должен заплатить столько-то, и тогда мы отпоем. А если у тебя нет таких денег, то не будем отпевать. Такая практика является пережитком прошлого, причем советского». Безбожное советское государство облагало храмы налогами наравне с артелями и разными производствами. Для того, чтобы знать, сколько храм должен заплатить, нужно знать, какова выручка, а чтобы контролировать ее, надо на всем поставить ценник. По словам отца Леонида, до революции такого не было: «В царское время было так: человек договаривался со священником о совершении требы. Общество тогда было гораздо более церковное, чем сейчас, и священник хорошо знал свою паству: кто сколько может пожертвовать. Он старался не обременять людей. Как же это контролировалось? А очень просто: наказания для духовенства за мздоимство были очень строгими! А сейчас я и не припомню, чтобы кого-нибудь наказывали за такие дела. А ведь подобных случаев довольно много -- даже в Москве, которая является одной из лучших епархий».

Священники хорошо знали свою паству: кто сколько может пожертвовать

Отец Леонид считает, что любые тарифы следует упразднить, заменив их сначала на мягкое указание «размеров добровольных пожертвований» -- полумера, практикуемая во многих храмах после того, как Святейший Патриарх неоднократно критиковал систему церковных тарифов -- а потом и вообще оставив на сознательность мирян. «Практика показывает, -- говорит отец Леонид, -- что в храмах, где отменили цены на требы, доходы только возросли!»

Дайте жалобную книгу!
К тому, что в химчистке или магазине время от времени попадается грубая приемщица или продавец, все привыкли. Грубость или невнимательность, встреченная в Церкви, вызывает гораздо более острую реакцию, и это естественно. «Бывает, -- рассказывает отец Леонид, -- духовенство оказывается неадекватным тому величайшему служению, которое на него возложено. Моя покойная мама рассказывала такую историю: в одном столичном храме служил настоятелем сын маститого протоиерея, близкого к высшему церковному руководству. Батюшка как-то раз отпевал пятерых покойников. Это отпевание длилось… 13 минут и прошло такой скороговоркой, что даже люди, знающие церковнославянский язык, ничего не поняли. При этом хор состоял из одной певчей, скрипучий, надтреснутый голос которой был совершенно не приспособлен к клиросному пению. Когда же родственники попросили батюшку совершить погребение за алтарем храма, где у них имелся фамильный участок, он потребовал несколько тысяч рублей за то, чтобы сопроводить гроб до могилы. Что тут скажешь? Будучи людьми церковными, они не стали писать в газету или подавать в церковный суд. Но такие явления -- это настоящие церковные преступления! Этот священник просто не соответствовал своему сану. Ведь священническое служение -- это не работа, а именно служение -- Богу и ближнему. А не отработка положенных часов за определенную зарплату!»

Герои приведенной истории не стали подавать в суд. А вот «внешние» могли бы. Почему? Отец Леонид Калинин: «Нецерковный человек, видя, как правило, только внешнюю сторону, ищет во всем в Церкви изъяны, недостатки. Ведь чем отличается церковный человек от нецерковного? Тем что первый -- кающийся, а второй -- нет. Соответственно, первый старается искать недостатки в себе и быть снисходительным, а второй -- наоборот».

Что же делать?
Вот уже несколько лет Святейший Патриарх говорит о проблемах, затронутых в этой статье на Епархиальных собраниях Москвы. Так на собрании 2005 года Патриарх сказал: «Памятуя, об изгнании Спасителем из Иерусалимского храма торговцев жертвенными животными, мы не можем уподобиться им и потому должны стремиться к тому, чтобы в храмах царствовал дух мира и любви, а не атмосфера торгового места. Я уже много раз напоминал о том, что вывешивать ценники за совершение Таинств, молебнов или треб недопустимо. Недопустимо также вывешивать ценники и на свечи».

Через год, на собрании 2006 года Его Святейшество сказал: «Во многих храмах по Нашему указанию сняты ценники за свечным ящиком, но вымогательство продолжается в несколько утонченном виде. Так, в ответ на вопрос: “Сколько стоит заказать сорокоуст, поминовение, молебен?”, называются астрономические цифры, с фарисейской прибавкой: “Если вы не можете заплатить столько, можете внести меньше”, в надежде, что внесенная человеком сумма будет более чем достаточной. В других храмах на тот же вопрос отвечают: “Сколько пожертвуете”, но далее на вопрос “Сто рублей достаточно?” — отвечают: “Нет”. И так до тех пор, пока не получат с человека нужную сумму. После такого торга человек уходит из храма с чувством, что он попал в руки вымогателей, и потом старается обходить его стороной. …Особую тему составляет проблема отношения к прихожанам. К сожалению, до сих пор некоторые священнослужители ведут себя в отношении прихожан высокомерно, а порой и недостойно пастырского звания. …Хочу напомнить о недопустимости подобного отношения к людям».

Так что условия, при соблюдении которых Церковь перестанет восприниматься как «магазин благодати», сформулированы самим Патриархом. Осталось только соблюсти их…

См. также: Прихожанин - не потребитель



2008-08-14 17:17:00


Источник: http://nsad.ru/


Очень многие в современном обществе воспринимают Церковь как субъект сферы услуг. В чем причина потребительского отношения к Церкви и как противостоять этой тенденции -- пытались разобраться корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и настоятель московског Статьи. Новое в данном разделе.
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)
Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)
Ожоги (рассказ)Ожоги (рассказ)
Воля Божия и человеческая (рассказ)Воля Божия и человеческая (рассказ)
Слава Богу! (рассказ)Слава Богу! (рассказ)
Добрыми делами (рассказ)Добрыми делами (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: