Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / «Запятье» князя Владимира Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего унПо-русскиС точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего унПо-английскиС точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун
С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун
С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун
«Запятье» князя Владимира


С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. А как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой. И в старых учебниках, и в современном мультфильме это невероятное преображение одной человеческой души, с которого началось рождение русского народа, неоправданно упрощают.

Железом и кровью
Князь Владимир был незаконнорожденный. Он родился в 962 году от связи Святослава Игоревича с ключницей Малушей. Чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, князь Владимир должен был сделать ставку на жестокость, изворотливость, силу. Он и князем-то стал случайно — только благодаря своему дяде Добрыне, бывшему воеводой у Святослава. Добрыня предложил князю кандидатуру Владимира для Новгорода, куда ехать никто из старших сыновей Святослава не хотел. Старший, Ярополк, воцарился в Киеве, средний, Олег, — в Древлянской земле, сам же Святослав избрал своей столицей Переяславец на Дунае в Болгарии.
Однако в 977 году позарился на землю Владимира Ярополк, только что умертвивший Олега (Святослав же погиб от рук печенегов еще в 972 году). 15-летний Владимир бежал за море к варягам — и это очень характерно для тогдашней русской элиты, ощущавшей себя наполовину скандинавами. Возмужав и заручившись их военной поддержкой, Владимир в 980 го- ду вернулся домой, отвоевал Новгород, захватил заодно Полоцк вместе с Рогнедою, а затем и Киев, устранив Ярополка.
Преподобный Нестор-летописец свидетельствует о Владимире, что «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних жен и растляя девиц». У князя Владимира было пять «официальных» жен, а также множество наложниц в разных городах.
Язычество древних русичей освящало блуд, насилие и всякое зло. Идолам приносились человеческие жертвы. Князь Святослав в походе на Болгарию перед сражением за Доростол приказал убить множество младенцев — чтобы сила их чистых душ передалась его воинам. После битвы Святослав умертвил всех пленников — для искупления их кровью павших в бою соплеменников.
Князь Владимир вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом. В 983 году состоялся удачный поход Владимира против литовцев-ятвягов. Князь захотел отблагодарить «богов», принеся им в жертву непорочного юношу. Выбор пал на сына варяга Феодора из Греческой земли — Иоанна. Но когда княжеские посланцы пришли к отцу, чтобы забрать у него Иоанна, тот исповедовал себя христианином и не отдал своего сына в жертву «бесам». Владимир страшно разгневался и приказал зверски умертвить Феодора и Иоанна.

Странная история
Неожиданно через три года после этого Владимир начинает принимать проповедников других вер: мусульманина, христианина римского обряда, иудея и грека-православного.
Князь Владимир. Титулярник, 1673 г.И вот здесь князь Владимир представляется в летописи поначалу каким-то апатичным. У мусульман ему нравится многоженство, но он не принимает их воздержания от вина: «На Руси веселие пити, не может без того жити». Отвергнув учение первых трех проповедников, Владимир неожиданно слушает подробную проповедь грека Философа, а затем заявляет о своем горячем желании быть с праведными одесную на Страшном судилище. И вдруг опять как-то вяло говорит: «Подожду еще немного», аргументируя тем, что надо еще узнать о других верах (как будто только что не узнал). Но в то же время дал греку «многие дары и отпустил его с честию великою».
Странная история. Как вообще князь Владимир, только что с яростью расправившийся с христианами, слушает все эти, по его представлению, сказки, оскорбляющие его языческий опыт? Как могли осмелиться приходить к нему проповедники, зная его крутой нрав?
Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло. Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» («запятье» (слав.) — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути) — «чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности». Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином».
Как же Бог явился князю Владимиру?
Из Священного Писания мы знаем, что Бог, Дух Святой, таинственно действует в мучениках за веру. В Евангелии от Луки (12, 11-12) Господь увещевает апостолов: «Когда же приведут вас… к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить». Деяния Апостолов в повествовании об убиении архидиакона Стефана (см. Деян. 6, 15; 7, 55), множество житий святых рассказывают о том, что сами мучители порой ощущают или непосредственно видят присутствие Божие в страданиях святых мучеников. Ведь страдания их таинственно соединяются со страданиями Самого Господа Иисуса Христа, а их смерть — с Его смертью и воскресением.
Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает.
В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести.
История о норвежском княжиче Олаве Триггвасоне малоизвестна. Мы узнаем о ней из древнеисландской саги. Олав со своей матерью скрывался в Новгороде во время междоусобицы. По достижении совершеннолетия он поступил в дружину Владимира. Но после многих лет военных набегов в жизни Олава произошли перемены. Сам Господь явился ему, призвал отправиться в Византию и принять Святое крещение. Когда Олав исполнил это повеление, он вернулся на Русь, чтобы приобщить к вере Владимира. Последний, согласно саге, отверг предложение Олава, тот уехал на родину и в 993-995 годах крестил свой народ, став первым королем Норвегии.
Все эти факторы по-своему значительны, но если бы не было «запятия», так бы и размышлял князь Владимир о них всю свою жизнь. После же убиения Феодора и Иоанна создалась парадоксальная ситуация: князь Владимир принялся искать христиан, чтобы побольше узнать от них об их вере, о Христе, христиане же всячески прятались от него, продолжая видеть в нем гонителя.
Естественно, после «запятия» князь Владимир больше не участвовал в языческих обрядах и жертвоприношениях, хотя страсти, как мы видели, продолжали порой им владеть.
Охлаждением Владимира к язычеству воспользовались соседи Руси, хотевшие видеть сильного русского князя своим другом. Для этого и были присланы ко Владимиру разнообразные проповедники. Но князь Владимир их не слушал: Христос уже открыл ему Себя.
Занятно то, что только греки, никак не страдая от набегов Владимира, по всей видимости, не обращали его. Во исполнение статей договора 971 года о союзничестве (заключенного с Византией Святославом, отцом Владимира) они хотели заручиться поддержкой русских в борьбе с мятежной Болгарией. Византиец Философ, скорее всего, прибыл в Киев в качестве священника, сопровождающего дипломатическую миссию, и переводчика. Возможно, князь Владимир сам настоял на этой беседе: в течение трех лет он безуспешно искал скрывавшихся от него христиан, теперь же христианский священник сам пришел к нему! Наконец-то князь Владимир узнал все о Христе и Евангелии. Однако он так и не крестится. Почему?
Мудрый Философ мог удержать его, напоминая, что необходимо подготовить народ, чтобы крещение Владимира не вызвало слепого подражания ему ради политической выгоды или, наоборот, не привело к бездумному отторжению. Народ должен подробно узнать о вере, и тогда князю будет приличнее окреститься вместе со всеми. Однако еще один древний писатель, живший ближе Нестора-летописца ко времени событий — речь идет о монахе Иакове, — пишет в своей «Памяти и похвале русскому князю Владимиру», что тот крестился в 987 году, то есть сразу после проповеди Философа. Как это объяснить?
Князь Владимир мог настоять на том, чтобы Философ все-таки его крестил — так велико было его желание избавиться от грехов и быть вместе со Христом. Философ же нашел, по всей видимости, следующее решение: он предложил Владимиру принять первое или неполное крещение — так называли тогда оглашение. Он объяснил, что при совершении этого чина из человека уже изгоняется злой дух и оглашенный становится «новоизбранным воином Христа Бога нашего». В последующей устной передаче событие оглашения вполне могло превратиться в полное крещение, что и зафиксировал Иаков.
Далее князь Владимир созвал бояр своих и старцев градских (выборных городских старост) и рассказал им о посланниках, предлагавших принять ему каждый свою веру. Вместе постановили послать в земли проповедников десять «славных и умных» избранных мужей, чтобы они посмотрели, у кого из них вера все-таки лучше.
Понимал ли Владимир, что рискует: вдруг выберут не Православие?
Я думаю, что, зная русского человека, князь Владимир не сомневался, что изберут веру греков: он ведь чувствовал, что она только одна по-настоящему передает присутствие Бога, открывшегося ему. И русский человек почувствует это, как он в свое время почувствовал. И действительно, попав в 987 году в Грецию, в храм Святой Софии в Константинополе, русские изумились: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».
Фольклорные и этнографические исследования свидетельствуют о том, что русские люди до крещения верили в существование счастливого царства, в котором нет горя и нужды, где царствует правда. После посещения Константинополя многие уверовали в то, что счастливое царство найдено. Весть об этом облетела все веси Русской земли и сыграла роль своеобразного оглашения.

Расчет и страсть
Между тем, пока десять русских мужей были в Константинополе, в империи произошли новые заговоры и мятежи. На Востоке объявился давний враг царствующих императоров Василия и Константина Варда Склир. Под угрозой оказывалось само существование христианской империи. Одна армия византийцев разгромлена болгарами, другая перешла на сторону мятежников. Единственная надежда — на князя Владимира.
Обратно в Киев в срочном порядке отправляется посольство во главе с митрополитом Феофилактом. Ему удается договориться с Владимиром о помощи. Но Владимир просит руку царской сестры Анны. Породнившись с императорами, Владимир планирует ввести свою страну в семью цивилизованных народов.
Феофилакт пытается вразумить Владимира, говоря о том, что для него брак с царевной невозможен, ведь он язычник. И вдруг с ужасом узнает, что Владимир уже давно принял оглашение и готов креститься хоть сейчас. Скрепя сердце Феофилакт заключает военное соглашение, по которому русский князь обязывается помочь в борьбе с мятежниками, а греческая сторона — выдать за него невесту царского рода.
Шеститысячный отряд русских воинов отправляется в Грецию (мы знаем об этом от армянского летописца Асохика). В течение 988-989 годов они разбивают мятежников. Русь спасает Византию от гибели.
Пока же до разгрома мятежников еще далеко, Владимир, по свидетельству монаха Иакова, едет к порогам Днепра встречать обещанную Феофилактом невесту и... не находит ее. Армянская летопись утверждает, что Феофилакт привозит «подложную невесту» (по всей видимости, актрису), Владимир распознает обман и убивает его. Некоторые факты заставляют нас считать, что Феофилакта просто арестовывают (а впоследствии он будет первым русским митрополитом).

Но так или иначе вероломные действия греков приводят Владимира в ярость, он забывает о том, что он почти христианин и захватывает ближайший греческий город — Херсонес (по-славянски — Корсунь), откуда посылает ультиматум грекам. Владимир требует отдать за него царскую сестру, иначе он подвергнет Константинополь разорению. Цари отвечали, что могут выдать сестру только за христианина. Владимир сообщает о своей готовности креститься.
Греки вынуждены пойти на попятную. Они присылают не помнящую себя от горя Анну. Только желание помочь родине застав ляет ее решиться на позорное, с точки зрения греков, замужество. Желая скрыть этот позор, все греческие летописи того времени хранят полное молчание о крещении князя Владимира и о крещении Руси. Лишь только более поздние источники начинают говорить об этих событиях.
Неожиданно в момент приезда невесты князь Владимир слепнет. Летописец считает это «Божиим строеньем». Да, как политик и государственный муж князь Владимир оказался на высоте: он переиграл хитрых греков. Но как христианин он не состоялся, отдавшись чувству мести, он снова погрузился в пучину страстей. Не кто иной, как царевна Анна, советует ему в этот момент покаяться и креститься. Князь следует ее совету, нисходит в крещальную купель и исцеляется. Увидев это, крестились многие из его дружинников.
Вместе с исцелением тела происходит исцеление души. Дальнейшая жизнь князя показывает нам, что из купели выходит совсем другой человек.

Слуга нищим
Двадцать пять лет христианского правления Владимира надолго запомнились нашему народу. Трудно призвать к святости целый народ, но князь Владимир попытался это сделать: не посредством красивых слов или принуждения, но личным примером. Он попытался дать почувствовать людям силу христианской любви.
Князь Владимир поставил своей целью утолить всякую нужду по всей земле Русской. Каждое воскресенье он устраивал в своем дворце — там, где раньше шумно пировала дружина, — пиры для нищих и нуждающихся. Предание говорит о том, что князь сам прислуживал на таких пирах. Всем нищим и убогим Владимир повелел приходить к нему на двор в любое время, чтобы кормиться, одеваться и просто отдыхать. По Киеву ездили телеги с провизией. Приставленные к ним государевы слуги ходили по дворам и справлялись, кто еще остался не накормлен, нет ли больных, немощных, которые сами не могут добраться до княжьего двора.
И по всей Руси рассылал князь Владимир различную милостыню. Все силы и все средства государственной казны князь Владимир употреблял на то, чтобы показать, что у русского православного народа «одно сердце и одна душа», «все общее», как об этом говорится в Деяниях Апостольских о жизни первых христиан (см. Деян. 2, 44; 4, 32).
В народной памяти князь Владимир остался Владимиром Красное Солнышко. Это говорит о том, что его горячий призыв к милосердию и любви, к святости на основании личного примера был воспринят народом.



2008-07-28 14:02:00


Источник: http://nsad.ru/


С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего ун Статьи. Новое в данном разделе.
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)
Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)
Ожоги (рассказ)Ожоги (рассказ)
Воля Божия и человеческая (рассказ)Воля Божия и человеческая (рассказ)
Слава Богу! (рассказ)Слава Богу! (рассказ)
Добрыми делами (рассказ)Добрыми делами (рассказ)
Пожар (рассказ)Пожар (рассказ)
Держи удар! (рассказ)Держи удар! (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: