Тема животных очень интересная, но вот меня давно интересует один вопрос: я слышала, что собаку называют нечистым животным, и есть даже такое мнение, что, если собака забежала в храм, его нужно переосвящать, а кошка -- животное чистое, и ей в храм можно. Откуда такое разделение? Марина
Отвечает преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ иерей Александр Прокопчук: -- Понятие чистых и нечистых животных идет из Ветхого Завета. После Потопа людям было разрешено есть мясо животных. В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу, и они названы «чистыми», а каких нельзя -- они названы «нечистыми». Из зверей, которых мы сейчас называем млекопитающими, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. (Поэтому у иудеев свинья -- животное нечистое: хоть и копыта у нее раздвоены, но жвачки она не жует). «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас…» Таким образом, и кошка, и собака по этому библейскому определению -- животные нечистые.
Слово «кошка» в Библии не употребляется ни разу, тогда как все употребления слова «собака» имеют отрицательный смысл (например, «как пес возвращается на блевотину»). Для иудеев собака была воплощением всего самого нечистого и презренного.
Несмотря на то что, как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба», понятие чистых и нечистых животных переходит и в наши дни, но совсем не в библейском смысле. Действительно, сейчас встречается мнение, что кошка -- животное чистое и ей можно находиться в храме, а собака -- нет. Авторитетных корней этой традиции найти не удалось. Возможно, это связано с практической стороной поведения кошек и собак: кошка ловит мышей, которые бывали частыми гостями в храмах, а собака -- животное шумное, и в храме ей делать нечего. В наиболее полном сборнике чинопоследований -- требнике Петра Могилы -- чина освящения храма после собак и других животных нет.