Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Путь к Богу
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
Наши друзья
 
 Домой  Статьи / Пространство общенародного пения Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language <br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом. По-русски<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом. <br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом. По-английски<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.
<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.
<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Помогите построить храм!
Интересно:
Google
Web www.priestt.com
Рекомендуем посетить:

 
<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.
Пространство общенародного пения


Первая часть: Общенародное пение за Богослужением

Фото Алексея Морозова, http://amoroz.photosight.ru
Фото Алексея Морозова, http://amoroz.photosight.ru
Только теперь я понимаю, за какое непростое дело я взялся. Если только на вступительную статью получено множество самых противоречивых комментариев, то это значит, что тема выбрана актуальная.

Спасибо вам, дорогие читатели. Ваша заинтересованность и очень аргументированные отзывы дали мне представление о структурности последующих статей. Что же касается противоречивой оценки самого факта пения прихожан во время службы, то я с равным уважением отношусь к противоположным мнениям на этот счёт, и вот почему: за любым мнением стоит свой собственный опыт участия в богослужении. Но каждый конкретный храм имеет свою неповторимую атмосферу, свой СТИЛЬ богослужения, который формируется и священниками, и клирошанами, и прихожанами. То, что в одном храме является твёрдой нормой, в другом не происходит никогда или является редким исключением. Поэтому прихожанин своего храма волей-неволей привыкает к этому стилю как к НОРМЕ. Любое изменение этой нормы в другом храме часто воспринимается этим прихожанином в предвзято-негативном ключе – так уж мы устроены. Всяк кулик своё болото хвалит.

Противоречивость в ваших мнениях, дорогие читатели, связана ещё и с тем, что одно и то же определение (общенародное пение) у каждого вызывает свои ассоциации, у кого – положительные, у кого – отрицательные, в зависимости от своего личного опыта встречи с этим явлением. Да и само понятие «общенародное пение», боюсь, мне придётся подвергнуть серьёзному разбору – является ли оно ПЕНИЕМ, и должно ли быть таковым?

Ну, с Богом.

1. Пространство общенародного пения



Речь пойдёт не столько о ФИЗИЧЕСКОМ пространстве храма, а о том, каковы предпосылки для потребности прихожан издавать на службе какие-то звуки. В первую очередь я назвал бы главную причину – НЕФОРМАЛЬНОЕ взаимоотношение друг с другом трёх основных групп «сослужителей» – духовенства, клироса и прихожан.

Например, есть множество приходов, в которых основную массу прихожан составляют «захожане», и священник вряд ли знает их по именам, в лучшем случае – некоторых в лицо. Да и клирошане часто приходят «отработать» службу, не особенно интересуясь всем, что находится за пределами клиросного пространства.

Мой личный опыт 25-летней давности: я – опытный певчий хорошего правого хора и начинающий регент. Репертуар – Чесноков, Кастальский, Турчанинов, Ведель, Дегтярёв. Хороший заработок, изысканная авторская библиотека, перепрыгивание из храма в храм – как и у многих таких же профи. Цель одна – так спеть, чтобы все вокруг ахали, восторгались и мысленно аплодировали. Ах, как мешали мне смешные «подвякивающие» бабульки. Они меня раздражали, и я набирался ценного опыта – так петь, чтобы им было НЕУДОБНО мне подпевать. Я этому хорошо научился.

Сегодня я стою на клиросе перед Литургией и смотрю в наш приход. Каждый человек, находящийся в храме – это часть моей жизни, моей судьбы. Вот стоит моя жена, мои дочери и внуки. Вот примостилась в уголке старейшая наша прихожанка, одна из первых членов общины. А этим я пел венчание, потом крестины их первого ребёнка... кажется через три-четыре месяца ещё одного крестить будем. А эта девица совсем недавно к нам пришла, всего вторую службу стоит. С ней мои клирошанки уже подружились. Вот читает часы сын моего близкого покойного друга, которого я отпевал несколько лет назад здесь же. Два священника, духовники всех наших клирошан, исповедуют тех, кто припозднился.

...и я понимаю, что для меня давно перестало существовать безликого понятия «прихожанин», а есть совершенно конкретные мои друзья и родные , которые приходят в храм, как и я, к «общему делу», но в отличие от меня и клирошан, обладают менее острым слухом, и ещё менее точным голосом... или просто боятся такого сложного и ответственного дела, как пение на клиросе. Они не поют, но при всём при этом я почти ФИЗИЧЕСКИ чувствую, насколько велико их желание участвовать в службе. И это чувство давно стало для меня самым главным стимулом для возрождения, а потом и доведения до привычной нормы в нашей общине пения прихожан. И я, и они – мы твёрдо знаем, что в службе обязательно будут эпизоды, когда они станут моим хором.

Понимаете, к чему я веду? Все умные рассуждения о технологии пения прихожан (они у нас с вами ещё впереди) бессмыслены, если среди совершающих службу (духовенство и клирос) не найдётся хотя бы одного заинтересованного человека, для которого эти прихожане будут действительно БРАТЬЯМИ И СЁСТРАМИ, посильно участвующими в службе. Священник, дьякон, регент, певчий – этот человек должен стать ЛИДЕРОМ, опекуном прихожан в те моменты службы, когда по традиции данного храма хором становится весь приход. Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.
Следующие статьи будут посвящены тому, с какими проблемами я сталкивался и сталкиваюсь в этом процессе и как я их решал.


2008-05-16 11:05:00


Источник: http://www.pravmir.ru/


<br />
Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом. Статьи. Новое в данном разделе.
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливымКак следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливым
Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.
Ораниенбаум и его дворцыОраниенбаум и его дворцы
Путешествие в НикосиюПутешествие в Никосию
Как укрепить душу во время поста?Как укрепить душу во время поста?
История Казанской иконыИстория Казанской иконы
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Христианская символика: Ихтус
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Пасхальные традиции
Пещерный город Чуфут-КалеПещерный город Чуфут-Кале
Что подарить ребенку на день святого Николая?Что подарить ребенку на день святого Николая?
Немного о Виннице, соборная площадьНемного о Виннице, соборная площадь
Рождественский пост: что можно и чего нельзя?Рождественский пост: что можно и чего нельзя?
Исаакиевский собор - музей для душиИсаакиевский собор - музей для души
Паломничество на АфонПаломничество на Афон
Англия. Холм святого МихаилаАнглия. Холм святого Михаила
Стамбул - столица двух культурСтамбул - столица двух культур
Неуловимая Босния и ГерцеговинаНеуловимая Босния и Герцеговина
Болгарский город НесебырБолгарский город Несебыр
Замок Буда в ВенгрииЗамок Буда в Венгрии
Интересно о СтамбулеИнтересно о Стамбуле

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2019 Причал
Наши спонсоры: