Эти замечательно, красочно написанные заметки состоят из трех циклов:
- "Моя Толга". "Пустынька", первый цикл, о поездке в монастырь.
- "Начало", второй цикл, о приходе к вере.
- "Увертюра", третий цикл, о жизни до Церкви.
«...Образ Христа, блекло рисовавшийся в моем сознании, Святая Земля оживила самыми яркими красками. Впервые за всю свою "христианскую" жизнь я поняла, что главное в моей религии не любовь к врагам и не умение предоставить бьющему тебя по одной щеке другую, а Христос. Живой, реальный, существующий Христос, который две тысячи лет назад ходил по этой земле, укрывался от палящего палестинского солнца, любовался на закате лиловыми неясными очертаниями Моавских гор, который был непонят, как бывают непоняты все великие праведники и убит, так же, как все, осужденные на смерть. Но воскрес, превзойдя все представления о прощении и любви и все пределы нашего понимания».
Иоанн Дамаскин - православный святой; византийский богослов, философ и поэт; автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия; автор книги "Точное изложение православной веры".
«..."Отец Арсений" - это сборник литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного святого-преподобного, исповедника - их духовного отца, а также их рассказы о своей жизни. Подлинность описываемых событий (отчасти скрытых измененными именами и названиями) не вызывает сомнений. Кроме подтверждений еще живых учеников отца Арсения есть и внутренняя гарантия этой подлинности - сердце читателя радостно верит всему описываемому, так как не верить невозможно - перед нами истина в ее неподдельной красоте».
«...Получается, что в "Праздниках" рассказывается о родовых обрядах православной веры, о том, как жить по вере, а в "Радостях - Скорбях" - как умереть в вере, спасая свою душу. "Душе моя, душе моя, восстани, что спише" - это кондак из "Великого канона" св. Андрея Критского, читаемый Великим постом, приводится в первых главах "Праздников". И те же слова повторяются вновь как часть "Какона молебного на исход души" в последних главах "Скорбей". Они как бы замыкают, окольцовывают книгу. Возможность спасения души, бессмертия - вот что важно для Шмелева. Это-то и придает его книге, несмотря на скорбность содержания, свет и радость».
«...Льюис пишет с той же целью сказки о такой стране Оз, в которой на каждом шагу читатель нежданно встречает то, чего никак встретить не ожидал, - намеки не на вчерашнюю парламентскую сплетню, а на те сенсационные события, которые, казалось бы, безнадежно устарели и давно стали никому не интересны (по той причине, что произошли они не в Лондоне, а в Палестине, и даже не позавчера, а немало веков тому назад)».
Из статьи «"Закон Божий" и "Хроники Нарнии"» диакона А. Кураева
«...Василий Акимович Никифоров-Волгин (1901—1941) родился и вырос в деревне Тверской губернии, в семье потомственного сапожника, горького пьяницы. После революции переехал с семьей в Эстонию, жил в Нарве, где и сделал первые шаги в литературе, подписывая свои произведения частичным псевдонимом: к собственной фамилии Никифоров добавлял Волгин. Был псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе. Судьбы церкви, русская святость, красота и гармония церковной службы, православного быта стали главными темами писателя. В эпоху всеобщего равнодушия интеллигенции к церкви книги и рассказы Никифорова-Волгина с их любовным и прозрачным отношением к жизни церкви выглядели неожиданно и свежо. В 1941 году, после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, писатель был арестован и вскоре расстрелян».
К сожалению, творчество Р. П. Кумова практически неизвестно современному читателю.
«... Возможно, в рассуждениях о тяжести человеческой жизни Кумов видел свет надежды как раз в тоске по вечному и бессмертному, если даже лучшие из лучших — архиереи и священники — мало что могут изменить здесь, на этой грешной земле. Но ведь и те замечательные герои, которых писатель вывел на страницах "Бессмертников", являют для нас неповторимые образы "малых сих" ушедшей от нас России, которой уже никогда не будет... Поэтому возьму на себя смелость сказать, что рассказы Кумова способны и в нынешнее непростое время оказать то благотворное влияние на людские души, о котором говорили православные критики еще во дни надвигавшейся на нашу Родину смуты».
«... Несколько минут Николай Петрович стоял и глядел на знакомую роспись и иконы. Слушал, как поют певчие, но никаких прежних чувств, ни светлых, ни темных, в душе у него не было. Он собрался было выходить, как вдруг ему почудилось, что кто-то на него смотрит. Николай Петрович обернулся, но придел был пуст - только несколько свечей догорали перед иконой Спасителя.
Он пристально поглядел на икону, побледнел, а потом сделал несколько шагов, неловко упал на колени и словно со стороны услышал свой собственный голос: