Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Каталог христианского творчества / Конкурсы / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНКУРС 2024 / Ежели Бог пособит, Никола поможет (Ирина Колобова) Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language По-русски По-английски
Рождественское 2009
Пасхальное 2009
Рождественское 2010
Пасхальное 2010
Рождественское 2011
Рождественское 2012
Рождественское 2013
Рождественское 2014
Пасхальное 2014
Рождественское 2015
Рождественское 2022
Пасхальное 2022
Рождественское 2024

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Ежели Бог пособит, Никола поможет (Ирина Колобова)

«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны».
…………… Н. Рерих

Места родные... Близко ль, далеко?
А... родина всегда, наверно, рядом -
в душе... Мы к ней торопимся строкой
в тот миг, когда душе согреться надо...
……………………………….

Сиверко гнал из-за Онеги тучи, срывал со старух берёз сентябрьские оспины, стучал в окна часовенки, Пожилая женщина, перекрестившись на образ Чудотворца прошептала: «Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и великую милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь», поправила на образе Богоматери вышитое полотенце, положила рядом с образом несколько новых свечей, повесила на дверь табличку «ОТКРЫТО» и, выйдя через резное крылечко на дорогу, заметила соседку, рискующую навечно попрощаться с сапогами, в которых намеревалась было перейти разбитую лесовозами и размытую осенней непогодой трассу Санкт-Петербург – Архангельск, но вовремя заметив машину в сторону Плесецка, остановилась и прокричала:
- Суседушкаааааааааааа, БОг в пОООмООООщь!.. Не завязниииииииии!
- И тебе утро доброе! – приветливо ответила подошедшая женщина, радуясь, что успела перебраться через дорогу, тем самым обезопасив себя от грязевого салюта приближающейся машины.
- Часовенку отворяшь?..
- Моя неделя дежурства.. Последняя до следующего лета…
- Эвон как заоболачивало то… Глико какие тучи с Погоста тянет…
- К дождю, верно… Осень… Скоро и заморозки…
- Раньше сказывали, что коли не будет утренника на Лупа Брусничника , так в сентябре не заморозит… По брусницу-то бывала?
- Да мои сбегали вчера поутрянке к крестику…
…………………………………………………………………………………………

Дорога «к крестику», «к кресту» от деревни Костиной до Костиного поля идёт через лес. Из нынешних жителей деревни никто не видел того крестика, давшего название месту, о котором могли бы рассказать лишь заросшие травой камни, что остались от фундамента первой костинской часовенки, старые деревья да лесовик…
Сказывают в Поонежье, что в обыкновенное время лесовика не видно, слышен только хохот, да уканье, да плеск рук. По народным преданиям, чтобы вызвать лесовика, нужно нарубить молоденьких березок, и верхушками сложить в средину; потом - снять с себя крест, и став по средине этих березок крикнуть: «Деееедушкаааааааа!..» Он тотчас явится - с виду – похож на человека, весь мохнатый, с волосами на голове и бороде зелеными.

Поступью, знакомою с рожденья,
вышивая стих из строк льняных,
Русь – источник чистый вдохновенья -
входит с детства сказкой в наши сны…
…………………………………………

Русские люди жили по берегам Онеги и их многочисленных притоков и пятьсот, и тысячу, и более лет назад. Была у них и свои вера - народная, природная, исконная, языческая, согласно которой «…в начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего». Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу символизировало возрождение через преодоление смерти. Обычай красить яйца возник задолго до появления христианства. Принося яйца в жертву духам и божествам, их первоначально обмазывали кровью животных и лишь затем начали окрашивать в какие-либо яркие цвета и покрывать росписью «писанки».
«Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания..
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой…»
Рожденное Родом, по сей день несет его имя: БогоРОДица, РОДина, наРОД, возРОЖДение, уРОЖай, РОДня, РОДинка, РОДник, приРОДа…
Именно ей – природе - поклонялись древние языческие племена, населяющие Поонежье. Далекие наши предки «рощением, кладезем и реками жряху»- приносили жертву идолам своих богов: благодаря Ярилу за урожай, украшая деревянными фигурками Макоши колодцы и родники, молясь Перуну-Громовержецу, веря, что брошенная против ветра верба может прогнать бурю, брошенная в пламя - усмирить его, воткнутая в поле - сберечь посевы, а выброшенная во двор - остановить град.

Нам так надо во что-то верить –
В Жизнь ли, в смерть – нам порой – едино…
В сердце мы открываем двери,
Не страшась, что с небесной сини -
Из бездонного неба в звездах
Птицы черные устремятся
И стервятников стаей грозной
Над душою зло поглумятся…

Так хотим мы во что-то верить –
В смерть ли, в Жизнь – нам, увы – едино…
Настежь в сердце бесстрашно двери,
Не боясь океанов сильных,
Из бездонных глубин которых
Рыбы черной акульей стаей
Беспощадно, зло и жестоко
Душу варварски растерзают…

Так во что же мы все же верим,
Если Жизнь и смерть нам – едины?..
И зачем открываем двери,
Не боясь, что с Земли поднимет
Ветер пыль цветов ядовитых,
Семена их в рост устремятся,
И, лианами зла увита,
Вдруг душа начнет задыхаться…

Может, лучше будет не верить
Нам ни в Жизнь, ни в смерть – все едино…
И закрыть в свою душу двери,
Опасаясь пасти звериной,
Что из чащи лесной под вечер,
Зарычав в предвкушенье охоты,
Устремится душе навстречу,
Разорвет ее на лохмотья…

Все равно продолжаем верить –
В Жизнь ли, в смерть – нам сейчас едино…
Знаем мы – это наше время –
Время слабых и время сильных,
Час стервятников, час фламинго,
Час акул, золотых час рыбок,
Час рождения, час поминок…
Кто – в купель, а кому – на дыбу…

Танец Жизни и танец смерти
День за днем в одном хороводе:
То ли сердце так хочет верить,
То ли крестики слишком в моде…

Кто мы?.. Знать бы!.. Но… не узнаем,
Не успеем… земные… дети...
Души… вырвутся… Улетая,
Остальным завещают: Верьте!..

- В Жизнь иль в смерть?..
- Это все едино…
Веру каждый сам выбирает,
Пока то его не покинет,
Что душою всяк называет…
………………………………

Православная вера с особенным трудом приживалась именно на Русском Севере, христианство добиралось до Поонежья несколько веков. В 1534 году Новгородский архиепископ Макарий начал здесь борьбу с язычеством, записав в окружной грамоте: «…по всем чудским и ижорским местам, в селах, деревнях и лесах разорять и истреблять огнем языческие мольбища, дерева и камни…»
Приходившие на Север монахи и проповедники новой – христианской - веры место для основания обители выбирали на обжитых наиболее красивых местах – на перекрёстках торговых путей, на высоких берегах рек и озёр - на землях, перспективных для колонизации.
В 16 веке на живописной горке напротив Костина наволока была построена над рекой церковь святой Пятницы, упомянутая в писцовой книге 1622г. И.Войкова: «на выставке, что на Красном. На погосте ц. св. Пятницы». По берегам реки Онеги немало родников, а Параскева у северян, как и языческая богиня Макошь, ассоциировалась с культом воды. Продолжая почитать языческих богов, наши предки в душе отождествляли их с христианскими святыми:

Как замечательна и вечна
Такая Русь, как в добром сне –
Церквушка белая над речкой –
То ль в небесах, а то ль – на дне…
Лежит?.. Летит?.. Иль по теченью
Плывет?.. Никак мы не поймем,
Не наяву, а в сновиденьях
Живем с сознаньем, что умом
Ее нам не понять вовеки,
Аршином не измерить… Сном
Мы снова закрываем веки,
Чтоб вспоминая о былом,
Мечтать свои поставить свечки
Перед иконой, не во сне,
В церквушке белой той над речкой
О здравии на много дней…
…………………………………..

Ближайшая к деревне Костиной церковь св. Параскевы Пятницы находилась за рекой Онегой. Переправа на другой берег отнимала немало времени, а иногда по погодным условиям была просто невозможна, потребность же помолиться о различных крестьянских нуждах, или поблагодарить Бога за избавление от беды возникала часто. "Как не молиться! Без Бога - не до порога" – говорили наши предки. Поскольку для строительства часовни не требовалось разрешения епархиального начальства, жители деревни Костиной недалеко от самой деревни по пути к Костинскому полю, куда выгоняли на пастбище скот, поставили первую часовню «на отпуск скота».
Скот – был кормильцем всей крестьянской семьи круглый год, потому и после прихода на Поонежье христианства такое важное событие, как отпуск по весне первого стада долго сохраняло языческие обычаи: «По утру до зори взять рогатину, которая в звере бывала, да трижды кругом чертить, а сам по вонную сторону двора ходи и говори: стань тын железный кругом двора да скота; да рогатину положи по вонную сторону вороти, ходячи, говори: покажися мой скот по всякому зверю черному и серому и рыскуну, пням, да колодам, да каменьям, от сего дни и по всё лето до белого снегу. Да сам поставь свечу святому… и помолись изображению святого и оставь угарчик одной свечи. Да обед смысли, а на тот день припаси свежую щуку; а костей в тот день собакам не мечи. Да как отобедаешь, так стол отодвинь и не тронь на столе ничего; да угарчик свечной затопи; да помолись святому…да выйди на двор со всей семьею, да скот весь благословя, выпусти вон из двора; а сам встань противо рогатины, да возьми рогатину, да положи в такое место во указное, чтобы никто не тронул; пока живот (скот) во лесу ходит до белого снегу. Да пришед в избу по подобне спрячь стол, а костей собакам того дня не давай и никому ничего не давай» Этот отрывок из рукописи 18 века публикуют Олонецкие губернские ведомости в середине 19 века.

Он, наверное, слышит, Он очень старается
Всем помочь… Всех простить… Понимаете – ВСЕХ!
Оттого то все так, словно Он насмехается,
Слыша нашу молитву и просьбы от тех,
Кто не мил нашим душам за разные гадости…
Но не Божий удел – наказанья давать…
Просят… просят его о «малейшей из малостей»…
Он старается всех… божьих тварей… прощать…
…………………………………………………………

Более всего чтили на севере Руси «скотьего бога» - Волоса (Велеса) - который покровительствовал всем, кто занят «мирным» хозяйством – скотоводам, охотникам, земледельцам, купцам.
Поле крещения Поонежья почетное место Велеса в душах и молитвах занимает Николай-угодник. "Проси Николу, а он Спасу скажет"
Из языческих времен обычаи приносить лешему, зачастую олицетворявшемуся с Велесом, яйцо, оставляя его в лесу на перекрестке, чтобы леший вернул пропавшую корову или избавил от болезни, были перенесены на Николу Угодника.
Именно к Николаю Чудотворцу стали обращаться с молитвами о защите скота, с именем этого святого связано немало пословиц и народных примет: «Пришел бы Никола, а тепло будет. До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи», «Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой», «Городи городьбу (околицу) после Николина дня».
С Николина дня «заказываются» луга, что обыкновенно делается посредством древесных прутьев и веток, которые втыкаются в землю на межах, - признак, что пасти скот на этих лугах нельзя.
Никола вешний считается покровителем лошадей: в этот день заказываются молебны с водосвятием, чтобы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
Выгон стада в поле или в ночное приурочивали на севере Руси именно к Николину дню – 22 мая, в редкие годы отпускали стадо на Егория – 5 мая:
«Егорий с водой, Никола с травой», «Весной Егорий с мостом, Никола с кормом»
Одним из условий, предъявляемых крестьянами при найме пастуха, было знание им заговора, с которым пастух трижды должен был обходить скот: «Выйду в чистое поле, в широко раздолье, обойду около широкаго двора и обнесу свой приданный образ и свою зажженную свечу воскОвую около своего широкаго двора, около своей милой береженой скотинушки, около любимых конюшек, около своих дойных коровушек, около своих малых овечушек, чтобы черные медведи и серые волки, злые россомахи, чтобы они на мою милую боженую скотинушку, чтобы они глазом не глядели и ухом не слышали, вонью не воняли, носом не слышали; около моей скотинушки будь огненна река, и каменна стена и железный тын, и Миколин замОк, чтобы эта скотинушка была и цела и сохранна, а вы, черные медведи и серые волки, злые россомахи, идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный сонотливый пень и черную глиную колоду, и отныне бы и до веку и от веку до по веку. Аминь»
Заговор этот и называли отпуском. Если пастух был неграмотен, то достаточно было молча обойти с отпуском стадо. Считалось, что после этого зверь не тронет скота. «Наше стадо чудотворец Никола пасет» – говорили наши предки, обходя с иконой Николы скот перед выгоном на пастбище.
Как и леший-медведь, Никола воспринимался хозяином леса, покровителем охоты.
Первая, построенная костинцами, деревянная часовня св. Николая Угодника «на отпуск скота» представляла собой четырехугольный сруб – клеть, завершенный двухскатной кровлей с главкой. В часовне не только молились Святителю Николаю, чтобы он охранял скотинку от Громовержца, лесовика и диких зверей, но и благодарили Бога за избавление от падежа скота, неурожая, болезней, поминали умерших… «Бог не убог, а Никола милостив».
Издревле имя святого Николы, седобородого старца, было особенно любимо и почитаемо в русском народе. Этому святому посвящено больше всего церквей и часовен по всей России. «От Холмогор до Колы 33 Николы» Николая Чудотворца по праву называют самым простым и скорым на исполнение просьбы святым. «Ежели Бог пособит, Никола поможет...»

Нет! Ему не все равно... Поверьте!
Лбом поклоны, Храмы - не Ему,
только лишь для нас - на этом свете
надобно все это... Потому
Он не видит разрушенья Храмов,
зачастую Он не слышит слов,
но... Душа к Нему летит упрямо
с Верою даря Ему Любовь...
Нет, Он не решит проблем насущных -
быт, зарплата, сложности в семье...
Просто Света Он добавит в Душу,
чтобы легче было все же Ей
на Земле... Ведь Ей - такой воздушной -
хочется тепла и доброты...
Будем Верить! С Верой жить ведь лучше,
Чем с куском холодной пустоты...
………………………………………..

В 1765 г. был учрежден почтовый тракт С.-Петербург-Архангельск, который проходил по дороге, построенной в 13 в. по указанию Александра Невского. Появились первые почтовые станции: Коневская, Федовская, Дениславская, Плесецкая… Дорога от Каргополя между Коневской и Федовской станциями прошла и через деревню Костину.
В конце 18 – начале 19 веканаши предки перевезли, вероятно, часовенку Николая Чудотворца из леса поближе к большаку, чтобы всякий пеший и конный путник мог помолиться Николе Угоднику о счастливой дороге.
В 1873 г согласно списка населенных мест Олонецкой губернии, опубликованного в Памятной книжке, почтовая станция была уже и в деревне Костиной, расположенной при реке Онеге в 97 верстах от уездного города Каргополя. Значится в этом списке и Часовня православная.
Факт переноса часовни был обнаружен при восстановительных работах, проводимых жителями деревни уже в 21 веке: все бревна сруба пронумерованы, что обычно делали при перевозке строения. А на месте часовни, что была первоначально поставлена «на отпуск скота», был установлен памятный крест… Место это и сейчас называют «у крестика». Место часовни свято, и святость не иссякает, даже если сама часовня давно разрушена. Сюда ходят костинцы по грибы и по ягоды, словно вновь и вновь кладут поклоны своим далеким предкам.
Каждого же въезжающего в деревню Костину по Санкт-Петербургскому тракту со стороны Каргополя встречает небольшая деревянная часовенка Николая Чудотворца, которая помнит всю историю деревни Костиной.

Я войду под купол Храма,
Под Твою защиту, Бог!
И к Тебе с Молитвой прямо
Обращусь, чтоб Ты помог!
Нет! Не мне!
А тем, кто где-то
У Тебя живут в Раю.
Пусть над нашею Планетой
В честь них Ангелы поют!
Пусть Они, кто избран Богом
Жить на Небе, не в Земле,
Нас не судят очень строго!
Все мы будем в их числе…
А пока…за них, ушедших,
Доживем мы, не греша,
Ставя в Храме свои свечи,
Чтоб… не плакала Душа…
…………………………………

Часовенка в деревне Костиной представляет собой сруб с небольшим повалом (повал - в деревянном зодчестве верхняя расширенная часть сруба. Повал служит основанием для шатровых и скатных крыш):, завершенный двухскатной кровлей с главкой. Вход в часовню с Санкт-Петербургского тракта через дощатое крылечко, которое, вероятно, было пристроено уже в конце 18 – начале 19 века. Бревенчатые стены церкви изнутри стесывались, или покрывались дощатой обшивкой. Внутри часовни потолок выполнен в виде цилиндрического свода и расписан звездами по темно-синему фону - в христианских храмах купол являлся символом неба. С небом связывалось в понимании наших предков представление о божестве, о местопребывании бога и ангелов.
Часовня, построенная по инициативе крестьян (“из усердия жителей”), была приписана к Красновскому приходу с главной Богоявленской церквовью, что находилась за рекой Онегой напротив деревни Костиной. Приходское духовенство проводило службы, отправляло требы, вело метрические книги, составляло духовные росписи, или исповедные книги прихожан.
В церковь за реку не всегда было время и возможность пойти из-за отдаленности, занятости в домашних работах, поэтому в произвольный день, когда было желание и потребность, в дни памяти родителей жители деревни Костиной и окрестных деревень, да и просто проезжающие по Санкт-Петербургскому тракту заходили молиться в Часовню Николая Чудотворца.

Прошепчу: "ХРАНИ ТЕБЯ БОЖЕ!"
Помолюсь с надеждой: Поможет!
Пред иконкою Чудотворца
О душе молитва прольется
С Верой в то, что радость возможна,
Прошепчу: "ХРАНИ ТЕБЯ БОЖЕ!"
Пред иконой Скоропослушницы
Помолюсь с любовью за лучшую
Я тропинку средь бездорожья,
Прошептав: "ХРАНИ ТЕБЯ БОЖЕ!",
Дней в Судьбе попрошу погожих
Я с земным нижайшим поклоном
У Спасителя пред иконой,
Где свеча отзовется дрожью,
Прошепчу: "ХРАНИ ТЕБЯ БОЖЕ!"
В час полетов неосторожных
Над земной суеты асфальтом,
Не разбилась чтоб, не упала
И не стала ведром порожним
Ты, Душа!
ХРАНИ ТЕБЯ, БОЖЕ!
………………………….

Языческие верования предков неразрывно слились в православием: Никола, как и Волос(Велес), в первую очередь связан с земными водами, а не с небесными (дождем) промежуток времени между вешним Николой и Ильиным днем находится как бы под преимущественным покровительством Николы. При этом, купаясь, следовало вспоминать св. Николая, который спасает от утопления. Вместе с тем дождь в Николин день считался особенно благоприятным предзнаменованием, поскольку как бы объединялось покровительство Николы (Волоса) и Ильи (Перуна): «велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождичком» При пожаре обходили горящий дом с иконой Николы в руках, говоря «Святитель и Христов отце Никола, спаси и помилуй, загаси огонь», к Николе обращались при любой болезни, давали заветы.
Заветы – обещания и особые приношения Богу при испрошении помощи и здоровья себе, детям, родным, давали заветы и за скотину. Заветом называли и благочестивое обещание сходить в монастырь, или храм, пожертвовать деньги в церковь, вышить и повесить к иконе полотенце, платок, пелену, не работать в определенный праздник… Заветом называли и вещь, приносимую в часовню в исполнение обещания. Молясь перед иконой о выздоровлении, верующие наши предки вешали к иконе соответствующий больной части тела «покров» - чулок с ноги, варежку с руки, платок с головы, юбку с туловища, для молитвы о домашних животных приносили масло от коровы, шерсть от овцы…
Звезды, которыми расписан свод Часовни Николы Угодника в деревне Костиной, слышали немало молитв и заветов. Эту незатейливую роспись свода удивительным образом сохранило время, не тронули её ни революция, ни все годы безбожия. Так глубока и искренна была вера художника, так сильна была вера в светлое и доброе в наших предках, что часовня чудом дожила до 21 века.

Храм в душе не занесет ни годами ни печалью…
Он хранит чудесный свет, что нам при рожденье дали…
Там улыбка, как свеча, освещает пламя лики…
Воском падает слеза, если горести возникли…

Тени прошлого порой бродят памятью по Храму,
Охраняя дивный свет, что навеки в сердце с нами…
Возвышая до небес наши мысли и стремленья,
И даруя целый спектр разных чувств в стихотворенья…

Необычен этот Храм и своим иконостасом –
В центре – лишь размытый лик и слова: Земное Счастье…
Бог хранит в душе тот Храм от сует мирских извечных,
Потому что, право Он, нас гораздо Человечней…
…………………………………………………………

В клировой ведомости за 1895 год по Красновскому приходу «часовен при церкви восемь, все деревянные, когда построены неизвестно.», из них в каргопольском уезде «Во имя Святителя и Чудотворца Николая, при деревни Костиной, от церкви в 1/4 версты. Празднуют 9 мая и 18 декабря. Приход от свеч и на блюдо записан на сих месяцах» Часовенские праздники – дни святого, кому посвящана главная часовенская икона – имела почти каждая поонежская деревня. В деревни Костиной это были Никола вешний - 22 мая и Никола зимний – 19 декабря, с которым связано немало пословиц и поговорок: «На Николу зима с гвоздем ходит», «Подошел бы Николин день, будет и зима», «Первые морозы – никольские», «Коли зима на Николин день след заметает, то дороге не стоять», «Хвали зиму после Николина дня» Праздник Николая-угодника раньше назывался Никольщиной "Красна Никольщина пивом да пирогами", "В Николин день во всяком доме пиво", "Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют". Приходили в деревню Костину на Никольщину гости из других деревень. В часовенный праздник население деревни увеличивалось в 3 – 4 раза, в часовню ходили даже редко посещавшие ее, называющие себя неверующими. С Николина дня традиционно начиналось сватовство. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряжения.

Пускай в преддверье Праздника Большого
Молитва о Душе стремится ввысь !!!
Пусть долетят слова ее до Бога!!!
Пускай Любовь войдет скорее в Жизнь!

Храни же Боже нас и наших близких!
Любовь и Веру для Души даруй!
Дай Света Божьего делам земным и мыслям!
Дай Бог нам благочестия в миру!

Дай Бог Надежд нам радостных и чистых!
Здоровья! Солнышка!
И дней для добрых дел!
Дай Боже осознанья вечных истин!
Не оставляй нас в горе и беде!
……………………………………..

В начале XX в. почти каждая деревня Поонежья имела свою часовню. А в некоторых были и храмы.
Безразличный к памяти предков XX век почти не сохранил их.
Решение об изъятии церковных ценностей в Каргопольском уезде было принято 15 марта 1922 г. на заседании президиума Каргопольского уисполкома.
В 1925 году в уезды было отправлено "Новое положение о волисполкомах и сельсоветах", в котором волостным органам предписывалось "вести надзор за правильным соблюдением законов об отделении церкви от государства", в котором в частности говорилось:
«- Сельский совет при возникновении на его территории религиозного общества, убеждается в правомерности его существования, т.е. имеет ли общество: А) устав, зарегистрированный в уисполкоме и утвержденный Административным отделом Губисполкома; Б) договор на пользование церковным имуществом; В) опись имущества; Г) списки членов религиозной общины, приходского совета и служителей культа ...
-. Наблюдает за тем, чтобы религиозными обществами и группами, их церковными советами и служителями культов не присваивались права госучреждений, в отношении выдачи удостоверений, справок об умерших, рожденных, бракосочетавшихся.
-. Наблюдает за тем, чтобы крестные ходы и другие религиозные шествия не совершались без разрешения сельского совета или волисполкома»
Одновременно ужесточается контроль за деятельностью групп верующих, которые определяются властью как сектанты.
В конце 1925 г. волостным начальникам милиции рассылается секретный документ, в котором даются подробные инструкции о получении исчерпывающих сведений по данному вопросу: «Учитывая всю важность в необходимости точного выявления численности и качественности сект по уезду* , управление милиции с получением сего предлагает вам:
1. немедленно приступить к точному выявлению имеющихся на территории вверенной вам волости сект и на каждую секту в отдельности представить списки ея членов, с указанием: имени, отчества и фамилии, возраста, в какой деревне, имущественного положения, крестьянин или служащий, и на какие средства живет.
2. В эти списки необходимо внести их руководителей - исполняющих роль попа или проповедника ... На этих лиц обратить серьезное внимание. ..
3. ...откуда берут средства, где и часто ли сектанты собираются, и что обсуждают...
4. ...нет ли заграничной литературы, или каких покровителей, снабжающих деньгами...
5. сравнить численность с прошлым временем, как она растет или уменьшается, и велико ли наблюдается поступление вновь в секту»
Здесь же давались подробные инструкции: «Выявить подобную секту и получить необходимые сведения можно следующим образом: в каждой деревне, где есть сектанты, обязательно найдется гражданин, сочувствующий Соввласти и ненавидящий сектантов и у него в товарищеской беседе можно все выспросить, сказав, что это требуется для статистического учета, а возможно и в сектах есть лица, от которых можно получить много сведений»
С церквей Красновского прихода за рекой Онегой были сняты кресты, церкви были разграблены, превращены в складские помещения, а позже и сожжены, священники, переименованные новой властью в служителей культа, подверглись репрессиям.

Боже!
Как много чувства
в звоне колоколов грусти
слышу я звук боли
снова печаль колокОлит
громко во весь
голос
плачем опять полон
горького горя
звуки
тянутся вверх руки
в жесте мольбы
к Богу
к Храму
найти дорогу
душам, которым пусто,
поют колокола грустно
радость
пусть колокОлит
о чудесах мОлит
…………………………

По данным, опубликованным статистическим комитетом Олонецкой губернии, в деревне Костиной в 1905 году было 34 дома, в которых проживало 184 человека, по переписи 1918-19г.г.в Костиной деревне проживало 203 человека.. Это была самая большая деревня в округе.
XX век не только поменял название деревни КостинА на КостинО, но и веру на неверие. Обветшала за век безбожия и часовня Николая Чудотворца.
В 2005 году в деревне Костино проживала постоянно лишь одна семья да 6 семей дачников-пенсионеров приезжало летом.
В 2006 году в Николин день 22. Мая агентство «Двина-Информ» сообщило по телеканалу Поморье: «А в деревне Костино Плесецкого района местные жители своими руками восстанавливают старую часовню, носившую имя Николая Чудотворца. Рукава засучили три Анатолия. Мужчин поддержали все сельчане. Стройматериалом помогли земляки-предприниматели и дело пошло. Костинцы прикинули, ещё пару субботников и часовенка готова…»

Порой нам страшно строить Храм -
Стройматерьяльчик неказист -
Подвластен смертным всем грехам...
А Храм... - Он светел ведь и чист...
Но тут... вмешалась вдруг душа:
- Не бойся! Страшен первый шаг!
Смелей фундамент заложи
Из тех ночей и дней, где жизнь
Твоя была светла, правдива...
Коль ты строитель не спесивый,
То отбирая кирпичи,
Про свет божественной свечи
Не позабудь... Не позабудь!
Строй Храм! Не бойся!
В добрый путь!
……………………….

В 2007 году восстановленная часовня была освящена настоятелем Свято-Ильинского кафедрального собора Архангельска.
Часовня Святого Николая Чудотворца, обшитая и выкрашенная в небесно-голубой цвет, с резной отделкой крылечка, встречает и провожает проезжающие по Санкт-Петербургскому тракту машины, приглашая надписью «ОТКРЫТО». Весело стучит по новой крыше дождик, солнце заглядывает в новые оконца на иконы, подаренные жителями окрестных деревень. У вошедшего возникает чувство, как будто все люди, за столетия посетившие часовню, присутствуют где-то рядом. А выше, над иконами и заветами, светят нарисованные неизвестным художником на синем своде звезды.

Путь к Счастью - к Солнечному Свету,
К звезде далекой Голубой
Мы ищем...
Часто безответно...
И... недовольные собой,
Волшебников мы снова просим
О том, о том, о том, о том...
За Летом наступает Осень,
В Пути мы вечно за Мечтой.

Нам это - важно - быть в Дороге,
На звездных трассах вновь встречать
Людей, похожих хоть немного,
На свечку в солнечных лучах.
Она ж горит!..
Горит, не тлеет,
Хоть знает - ярче Солнца свет...
Сгорает свечка, не жалея
Ни дней своих, ни даже лет.

Кому-то от нее светлее,
Ведь Солнце - светоч, но для всех,
Свеча же в Храме нам милее,
Она отплакивает грех,
Она выплакивает милость,
Она скорбит...
Свеча горит
Перед иконой…
………………………………………
Так случилось,
Что лишь она нам говорит
Своим молчаньем:
Верь! Все будет!
А что же будет - знаем мы -
Волшебники, хотя и люди…
………………………………
Весна всегда после Зимы.
………………………………

Весной вновь оживет деревня Костина. Запоют птицы…Зазеленеют посадками огороды… Застрекочут кузнечики в Костином наволоке… В Часовне под иконой Николая Чудотворца будут стоять букеты свежих цветов…Костинцы-дачники, встретившись около машины, привозящей хлеб, будут обсуждать, как быстро строится новая трасса Санкт-Петербург – Архангельск, которая обойдет стороной деревню Костину…
А пока… белые снежные сугробы вдоль трассы Санкт-Петербург – Архангельск напоминают о том, что наступило время святочных гаданий, долгими зимними ночами поет колыбельные песни Сиверко –северный ветер, а тишину коротких зимних дней нарушают идущие по трассе машины. Часовенка на фоне заснеженного лесного безмолвия напоминает избушку из волшебной детской сказки. Кажется, если заглянуть в неё, то можно увидеть, как Дед Мороз, так похожий на иконописный образ Николая Угодника, складывает в мешок рождественские подарки…

Рождество — очень радостный Праздник
Добрых, светлых и искренних чувств!
Вместе с первой Звездой сердце сразу
Покидают печали и грусть.

Миг волшебный
Надежды на Счастье!
Миг рожденья для каждой души!
Веры в то, что и зло и ненастья
В день вчерашний навеки ушли.

В этот миг вспоминаем о близких,
О родных, о любимых друзьях.
Жизнь земная проносится быстро
В вечном суетных, хлопотных днях…

И лишь миг Рождества нам дается,
Чтобы все ж оглянуться в себя,
Напоив как водой из колодца,
Добротой своих близких, любя.
Миг Чудесный
Рождественской Сказки
Сил дает нам шагать целый год
За своею Удачей…
За Счастьем!
За Звездою, что манит вперед…

В Рождество пусть зажженные свечи
Светят в самые серые дни!
Наши души живут бесконечно,
Ведь под Небом они не одни!

Пусть хранят нас ушедшие в Вечность
От земных огорчений и бед!
Пусть земная Любовь и беспечность
Дарит Радость еще много лет!

Пусть болезни нас всех не коснутся!
Пусть сбываются наши Мечты!
Пусть нам люди в ответ улыбнутся!
Пусть для нас расцветают цветы!

Пусть для нас будут майские грозы!
Ливни теплые будут для нас!
Пусть…
Лишь очень счастливые слезы
Прибавляют морщинок у глаз!

Пусть нас радуют Лето и Осень!
А пушистый зимний снежок
Пусть печали все наши заносит!
Будет все пусть у нас хорошо!!!

Рождество...
В замечательный Праздник
Пусть войдет в наши души покой!
Пусть всю пыль суеты несуразной
Снимет с душ наших словно рукой!

Не холодный покой, леденящий…
А живой и уверенный ход!
Рождество — только миг!..
Ну а дальше…
Ждет нас Новый,
Совсем Новый Год!
  
Уважаемые посетители!
Вы можете один раз проголосовать за каждого автора и при желании оставить краткий отзыв.

  
Подано голосов: 6
1
Замечательные стихи и рассказ об истории Русского Севера!



Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Матери Божьей с рассветом хвалу воспою...
( Зоя Верт )

  Этический взгляд на послушание жены
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Подарок Царю (Рождественская пьеса)
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  ОБРАЩЕНИЕ К СВЕТУ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Пустынники или песня о первой любви
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Акварельный образ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Город мертвых
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РИМСКИЕ МУЧЕНИКИ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Узкий путь
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Бестревожная ночь. Как уютно в притихнувшем доме!..
( Зоя Верт )

  Военная весна
( Зоя Верт )

  Чужие звёзды
( Дорн Неждана Александровна )

  Оправдания и обличение
( Зоя Верт )

  Молчанье - золото...
( Зоя Верт )

  Проснуться...
( Зоя Верт )

  В краю, где сердце не с Тобой...
( Зоя Верт )

  Тянуться к Богу...
( Зоя Верт )

  Уплывают вдаль корабли
( Артемий Шакиров )

  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: