Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Христианское творчество / Заславский Виктор Александрович / Кельтская церковь на британских островах. Часть 4 и комментарии Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language христианские стихи поэзия проза графикаПо-русскихристианские стихи поэзия проза графика христианские стихи поэзия проза графикаПо-английскихристианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 


Кельтская церковь на британских островах. Часть 4 и комментарии

Реформы и старообрядчество

Нет ничего удивительного в том, что вопрос о различии в традициях и разных начальниках быстро стал злободневным как для кельтов, так и для англосаксов. Ни гордость и свободолюбие кельтского духовенства, ни далеко идущие планы Рима не были виной тому, что две церковные системы столкнулись лбами. Просто пришло время решить вопросы, ранее умалчиваемые.

Колумбана и его спутников могли терпеть в Галлии, где авторитет Рима нужно было еще доказывать, а церковных проблем и без того хватало. Ирландцев могли принять в Италии, где они все равно были в меньшинстве, зато никому не мешали и пользу приносили немалую. Итальянские земли тем более еще не вполне оправились после войн остготов с византийцами и византийцев с лангобардами. Папа Григорий Великий только начинал объединение западных церквей воедино, и в этом беспорядке скромные ирландцы не слишком-то и выделялись. В германских землях христиан вообще не было, и два века спустя Бонифацию проще будет подчинить Риму кельтские монастыри, чем работать с язычниками (первое пройдет без проблем, а за второе апостол Германии поплатится жизнью).

Но к концу седьмого века положение во многом изменилось. Западная церковь превращалась в сплоченную организацию, а Рим окончательно закрепился за папой. Дело Григория Великого жило и процветало, и потому у его преемников было достаточно причин обратиться к скоттам с призывом к единству. Да и Нортумбрия – дело особое. Миссия в Англии была организована лично папой, новая вера приживалась без особых проблем. Единственной проблемой было «старое» духовенство из бриттов-валлийцев, которое встречало гостей из Рима «в штыки», что можно было бы перенести, обходись дело единичными случаями. Однако Нортумбрия была страной наполовину германской, наполовину кельтской, а благовестие велось с двух сторон – с юга римской миссией и с севера святым Айданом и его спутниками. Раскола в стране никто не хотел, и если при жизни Айдана представители Рима терпели у себя под боком другие обычаи из уважения к миссионеру, проповедующему неверующим язычникам, то с его смертью споры участились и между Ионой и Римом, что называется, назрел разговор. К чести обоих участников диалога, следует сказать: как Рим, так и кельты повели себя достойно, не запятнав ни чести, ни совести.

После смерти Айдана в 664 году в Уитби произошел официальный собор, на котором встретились обе стороны и произошел спор относительно даты празднования Пасхи и формы тонзуры. Римскую церковь представлял человек по имени Уилфрид – священник и аббат германских кровей, воспитанный в кельтской миссии Айдана, однако побывавший в Риме и принявший католическую Пасху и тонзуру. Кельтскую церковь представлял епископ Колман, который возглавлял церковь в Нортумбрии после Айдана. В диспуте победа осталась за Уилфридом, который ссылался на единство христиан, римские традиции, идущие от Петра, а также превосходство Петра как главы церкви. Колман ссылался на авторитет апостола Иоанна. Аргументы Уилфрида убедили всех присутствующих (главным образом, короля) и победа осталась за ним. Колман не мог не признать его правоту и вместе с единомышленниками удалился в Ирландию – обсудить вопрос с местным духовенством. По-видимому, он остался верен прежним обычаям, но в дружбе с англами остался и даже основал вместе с ними не один монастырь. Впоследствии же папа римский Гонорий написал ряд писем к ирландским скоттам, убеждая их принять католическую Пасху, в чем добился немалых успехов.

Продолжил дело Гонория св. Адамнан, епископ и аббат монастыря на Ионе, автор «жития св. Колумбы». Однажды он посетил Англию с целью выкупа пленников после очередной войны между шотландскими скоттами и англосаксами. Убедившись в правомочности римских обычаев, сам принял их. Вернувшись на Иону, он стал убеждать своих единоверцев принять обычаи католической церкви. На Ионе это ему не удалось, однако в Северной Ирландии (остальная часть Ирландии приняла католическую Пасху в 632-633 годах) и бриттских королевствах Камбрии и Корнуолле он преуспел. В 715 году, отпраздновав в Ирландии католическую Пасху, он вернулся на Иону и умер в том же году. На следующий год монахи на Ионе во главе со своим новым аббатом Дунхадом по научительству епископа Эгберта, англосакса, учившегося в ирландских школах, также приняли католическую Пасху.

А позже король пиктов Нейтон «обратил в католичество» церковь на подвластных ему землях. Для этого он отправил письмо к англосаксонскому аббату Кеолфриду (убедившего в свое время Адамнана) с просьбой доказать правоту Рима в исчислении Пасхи и формы тонзуры. Тот с готовностью написал в ответ длинное послание, где доказывал правоту Рима и римских традиций. Примечательно, что среди аргументов, доказывающих его правоту, Кеолфрид писал:

«…подобные различия не опасны для тех, чья вера в Боге непоколебима, а любовь к ближнему – искренна».

Поразительная терпимость и мудрость аббата восхищает и в наши дни, не говоря уже об эпохе, когда терпимость была не в моде, а у верующих было гораздо больше возможностей там, где речь шла о преследовании инакомыслящих. Не менее удивительно и столь ясное отличие основ христианства от второстепенных деталей и традиций, которыми учение Христово неизбежно обрастает в процессе истории. Вера в Бога и любовь к ближнему – вот сущность истинной веры, по сравнению с которой ничтожны все домыслы богословов и философов, все «-измы» и «-анства», которая уравнивает ариан и монофизитов, несториан и докетистов, католиков, православных и протестантов.

Послание Кеолфрида произвело должный эффект, и пикты «были рады подчиниться вновь установленному учительству Петра» при поощрении заботливого короля.

Но если не принимать во внимание «использование административного ресурса», встает законный вопрос: почему гордое и своевольное кельтское духовенство склонилось перед авторитетом заморских посланников?

Во-первых, аргументы католических богословов звучали убедительнее кельтских. Действительно, вся западная церковь приняла дату празднования Пасхи, которой держались в Риме. Действительно, церкви, основанной трудами святого Патрика, «выросшей» из британо-римской церкви, вполне приличествует держаться обычаев своих духовных отцов. Кроме того, примирить две церкви следовало хотя бы из соображений единства. К чему говорить о том, кто прав, если в результате чьей-то правоты между братьями во Христе случаются раздоры?

Во-вторых, авторитет Рима был так же силен, как и доводы его богословов. Крепнущая римская церковь приобретала все большее влияние в Европе. Она становилась единой организацией с четкой структурой подчинения, которая впечатляла своим единством и порядком – во всяком случае, стремилась к нему. Кроме того, сам Рим всегда был для европейцев чем-то святым (на Ионе и в Ирландии регулярно молились за папу, и даже Колумбан принимал его авторитет безоговорочно, что видно из его посланий к Григорию), а римская цивилизация и культура всегда оправдывали свое имя. Именно римские монахи принесли в Англию белый хлеб и строительство домов и храмов из камня. Принимая римские порядки, кельтское духовенство сближалось с этим культурным и духовным центром, приобщалось к его богатому наследию.

Воссоединение с Римом было целесообразным еще по одной причине. В государстве, где церковь имеет авторитет и влияние, неизбежно возникнет столкновение интересов между королем и епископом. Если епископ окажется более сильной личностью или хитрым политиком – король и вся страна подчинится ему. Если сильнее окажется король – церковь подчинится королю. В любом случае церковь оказывалась в проигрыше, поскольку вместо своих прямых обязанностей начинала заниматься политикой. Теперь же священники были подотчетны епископу, епископ – архиепископу, тот – папе. При такой системе строгого подчинения легче было решать все возникающие беспорядки и сдерживать борьбу за власть, смирять бунтарей и увещевать еретиков. Становясь под главенство вышестоящего сановника, епископ тем самым освобождался из-под власти короля и уже не был игрушкой в руках сильных мира сего или того хуже – никому не подотчетным властителем. Это было особенно хорошо в условиях, которые позднейшие учебники назовут «феодальной раздробленностью»: страны поделены на лоскутные государства-княжества, без конца воюющие между собой. Единая церковь способствовала объединению страны, формированию национального самосознания. Именно благодаря единой церкви Беда Достопочтенный смог писать об английском народе вместо нортумбрийцев, мерсиев, западных саксов или восточных англов. Поэтому примирение с католической церковью раскрывало перед народом, живущим на краю земли самые светлые перспективы.

Впрочем, торжество новоявленных униатов было неполным, равно как и преждевременным. Ведь церковь в Ирландии не имела четкой иерархии, каждый монастырь по своему усмотрению мог менять чин литургии или монашеский устав. Ни Армаг, ни тем более Иона не мог, да и не пытался приказывать другим монастырям или школам, а кельтские короли церковными делами интересовались очень мало, больше увлекаясь междоусобицами. Если же говорить о монастырях в Германии, Швейцарии или на отдаленных островах, то вмешиваться в их внутренние дела вообще никто не пытался. В такой ситуации немалая часть кельтской церкви преспокойно продолжала держаться прежних традиций и отказываться от них не собиралась. В Нортумбрии порядок был наведен, и кельтские монастыри подчинились Риму (не изменяя устава). Формально подчинились Риму и Шотландия с Ирландией, однако тут дальше слов дело не пошло – ведь римские посланники дальше Нортумбрии не шли. Впрочем, посылать ревизоров было и незачем. Преемники Колумбы не преминули бы взбунтоваться, покажись им, что новое начальство заходит дальше, чем его пускают.

Однако свои старообрядцы у кельтов все же были. Монастырь на Ионе был у англосаксов «на виду», поскольку оттуда к ним шли миссионеры. Кроме того, на острове находилась достаточно сильная школа и скрипторий. Школа привлекала к себе англосаксонское духовенство и знать, желающую получить образование, а скрипторий снабжал учеников и гостей монастыря книгами, необходимыми для церквей. Поэтому монахам на Ионе пришлось перестраиваться на римский лад по-настоящему, тем более, что инициатива исходила от своего же настоятели св. Адамнана. Недовольных оказалось достаточно много. Уже говорилось, что реформы настоятелю удались только со второго раза и то посмертно. Интересно то, что преемник Адамнана, который и довел до конца дело учителя, был «из народа англов». Возможно, он был ставленником Рима или Кентербери, где находился английский архиепископ. Возможно, Адамнан из принципа поставил проримского настоятеля. Как бы там ни было, часть ионских монахов приняли реформы «в штыки» и, по словам Беды Достопочтенного, предпочли «сменить скорее место жительства, чем привычку».

Немало монахов, объединяясь в отдельные группы, основывали свои монастыри. Исконная склонность кельтов к уединению для этих старообрядцев оказалась как нельзя кстати: они селились подальше от людских поселений и религиозных споров. Монашество среди монахов, своеобразная схима, в конце концов увлекла своим религиозным энтузиазмом и мирян. Это движение получило название кальдов (culdees, от кельтского Cele Dei или Celi De, латинизированного Colideus или совсем уж латинского Servus Dei, что значит «слуги Божии» или «люди Божии»). Кальды, подобно русским старообрядцам,селились отдельными общинами, посвящая время труду и молитве. Те, кто не желал принимать постриг, брали с собой семьи, превращая скиты пустынников в обычный поселок, в котором, правда, молитвы были слышны гораздо чаще обычных разговоров, а гимны – обычных песен.

Правда, в отличие от русских старообрядцев, кальды не выступали прямо против «обновленцев». Реформы они игнорировали, продолжая жить по старым обычаям, а к реформаторам относились с терпением и пониманием. Те, в свою очередь, платили им сторицей – до нас не дошло ни одного упоминания о гонениях на кальдов со стороны ирландских, шотландских, англосаксонских правителей или же официальной церкви. Наоборот, все историки, описывающие споры о Пасхе, говорят об ирландских монахах с нескрываемым восхищением. Даже осуждая кельтское исчисление Пасхи, они не забывают добавить, что кельтские монахи праздновали ее с чистым и искренним сердцем. Англосаксонский ученый Беда Достопочтенный, рассказав о соборе в Уитби и поражении Колмана, говорит с нескрываемым восхищением о личных качествах и образе жизни побежденного, отдавая должное его святости, влиянию в народе и «природному благоразумию».

Учитывая кельтское свободолюбие и вытекающее из этого отсутствие иерархии в кельтской церкви, неудивительно, что до нас не дошли сведения о лидерах движения кальдов (да и были ли они?). Возможно, какая-то работа была проделана Колманом. Известно также имя Маэль-Руайна (умер в 791 или 792 году), который прибыл в Ирландию из Шотландии и основал общину кальдов в Таллагхте под Дублином. Он написал устав для своей общины, по которому можно многое узнать о внутренней жизни общины «слуг Божьих». В уставе говорится о постах, правилах исповеди «другу души» (духовному наставнику) и других внутренних вопросах жизни кальдов. Пожалуй, их можно назвать наследниками древнейших кельтских монахов, Колумбы и Колумбана. Сохранив старые традиции, они сохранили и прежний дух романтической аскезы и невысокомерной гордости.

Общины кальдов были распространены в Ирландии и Шотландии, меньше - в англосаксонских королевствах. Просуществовали они в целом до 11-12 веков, когда в Шотландии благочестивая королева Маргарита (будущая св. Маргарита) подчинила общины кальдов латинскому уставу и реформировала иерархию шотландской церкви по стандартному образцу (архиепископ-епископы-священники). Происходило это достаточно мирно и без эксцессов, тем более, что кальдов в те времена осталось немного и религиозный пыл их во многом поугас.

Как бы там ни было, главная цель кельтских униатов была достигнута: конфликта с Римом и англосаксонским духовенством удалось избежать, и все грядущие ссоры были улажены в зародыше. Таким образом, был угашен конфликт между кельтами и германцами. Границы между землями пиктов, скоттов, бриттов, англов и саксов определились, а последние окончательно обратились в христианство, что способствовало прекращению постоянных войн между племенами. Один из английских королей-христиан пытался было, несмотря на отговорки священников, захватить Ирландию, но был наголову разбит и сам погиб в бою. Теперь, когда все обитатели Британских островов отвоевали друг у друга земли, были объединены общей верой и решили все межденоминационные споры, на зеленых землях воцарился относительный мир. Кому были дороги старые традиции, те могли жить в мире и спокойствии, а кто желал идти на сближение с внешним миром, тому были открыты все дороги – хоть в Англию, хоть на континент. Это было как нельзя кстати, поскольку континентальная Европа шла навстречу великим переменам – сплотившей нацию арабской угрозе и битве при Пуатье, навстречу объединению королевств при Карле Мартелле и Пипине Коротком и церковной реформе Бонифация, навстречу Карлу Великому и каролингскому ренессансу, который дал новую жизнь европейской культуре. Ядром каролингского ренессанса стали ученые из Англии и Ирландии, основатели школ-предтеч главных французских университетов, продолжатели традиций античной философии, заложившие основы средневекового образования и схоластики. Кельтские миссионеры покрыли монастырями земли Германии, Австрии, доходя в своих странствиях до пределов Киевской Руси. Британские острова, наоборот, ждала эпоха великих испытаний, навсегда оставивших след в истории Британии и Ирландии. Речь идет о викингах, начавших в конце 8 века нападения на зеленые острова, лежащие на краю земли.

Итак, на примирении с Римом история кельтской церкви не заканчивается. Начинается новая страница, не менее интересная, не менее романтическая и плодотворная – как для самих зеленых островов, так и для остальной средневековой Европы.



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Трудно с уверенностью говорить о дифференциации этих трех классов кельтской интеллигенции, особенно там, где дело касается филидов, поскольку часто в древних летописях или поэмах их путают то с друидами, то с бардами. Возможно, термин «барды» появился в Ирландии в эпоху викингов или сразу после нее.



[3] Возможно, Артур и Амброзий - одно и то же лицо, а некоторые источники отождествляют Амброзия с Мирддином-Мерлином – британским мудрецом, игравшим, вероятно, определенную роль при дворе. Споры о личности британского вождя ведутся до сих пор, однако наиболее общепризнанным является взгляд, выраженный автором.

[4] В 1970-х годах несколько ирландских ученых предприняли попытку повторить путь древних монахов, и они на точной копии куррага 6 века пересекли Атлантический океан, достигнув американских берегов.

[5] Вполне возможно, что у патрикова Викториция есть вполне исторический земной прототип – галльский епископ Викториций, живший в 5 веке и также проповедовавший язычникам, жившим неподалеку.

[6] Согласно другой версии, Патрик с товарищами превратились в оленей и сбежали от преследователей.

[7] Папа Гонорий, согласно ирландским хроникам, защитил Патрика в 442 году. Возможно, он рассмотрел дело и нашел святого невиновным. Возможно, вступился друг (об этом сам Патрик пишет в «Исповеди»). А возможно, римской церкви было просто не до того. Первая половина 5 столетия, когда произошел этот конфликт, была не самым лучшим временем как для Рима, так и для Галлии (гунны, готы, вандалы не теряли времени даром), и поэтому, возможно, о миссионере просто забыли, как другой Гонорий – император – забыл о Британии.

[8] Впрочем, даже в 9-10 веках дворы валлийских королей служили пристанищем ученых, что говорит о достаточно высоком уровне культуры средневекового Уэльса.

[9] Здесь – игра слов, возможно, нарочная. «Иона» на еврейском – «голубь».

[10] Первого миссионера в Нортумбрии звали Корман, однако его проповедь не имела большого успеха, поскольку Корман не смог найти с населением общего языка, а строгость его жизни и частые посты отталкивали нортумбрийцев. Вернувшись домой, Корман стал жаловаться на свои неудачи. Заменить неудачливого миссионера вызвался Айдан.

















Яндекс.Деньги
  





христианские стихи поэзия проза графика Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Этический взгляд на послушание жены
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Подарок Царю (Рождественская пьеса)
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  ОБРАЩЕНИЕ К СВЕТУ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Пустынники или песня о первой любви
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Акварельный образ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Город мертвых
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РИМСКИЕ МУЧЕНИКИ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Узкий путь
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Бестревожная ночь. Как уютно в притихнувшем доме!..
( Зоя Верт )

  Военная весна
( Зоя Верт )

  Чужие звёзды
( Дорн Неждана Александровна )

  Оправдания и обличение
( Зоя Верт )

  Молчанье - золото...
( Зоя Верт )

  Проснуться...
( Зоя Верт )

  В краю, где сердце не с Тобой...
( Зоя Верт )

  Тянуться к Богу...
( Зоя Верт )

  Уплывают вдаль корабли
( Артемий Шакиров )

  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостолы Пётр и Павел. 2021. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: