Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Путь к Богу
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
Наши друзья
 
 Домой  Статьи / ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегаетПо-русскиИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегаетПо-английскиИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает
ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает
ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск

Помогите построить храм!
Интересно:
Google
Web www.priestt.com
Рекомендуем посетить:

 
ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает
ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает
( Виталий КАПЛАН )

О виртуальной реальности можно услышать на каждом шагу. Телевидение, видеофильмы, компьютерные игры, Интернет занимают все больше места в нашей жизни. О том, что происходит в мире, мы узнаем из электронных СМИ, с друзьями общаемся в сети, вещи покупаем в интернет-магазинах... Жизнь вокруг нас стремительно меняется. А вот затрагивают ли эти изменения человеческую душу? Что, если со временем любовь, радость, вера – тоже станут “виртуальными”? Как сохранить себя? Об этом мы беседуем с писателем-фантастом Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО, автором цикла романов о виртуальной реальности (“Лабиринт отражений”, экранизация которого не за горами, “Фальшивые зеркала”, “Прозрачные витражи”).

Очень легко заиграться

...Легкая рана становилась теперь не просто уменьшившимся процентом жизненных сил на экране, а тем, чем и должна быть рана. Болью, слабостью, страхом. Он обнаружил, что залитый кровью пол становится скользким, что каменная плита, за которой скрывается тайник с патронами, очень тяжелая, что гильзы горячие, а отдача от гранатомета едва не сбивает с ног. Эликсир, восстанавливающий здоровье, имел неприятный горький вкус. Бронежилет оказался сделанным из тонких металлических пластинок и довольно легким на теле – зато слишком просторным и с неудобными завязочками на спине. Часа через три стал заедать курок дробовика, его приходилось давить медленно и плавно, покачивая пальцем в разные стороны.
В пять утра он прошел игру до конца. Чудовища были повержены. На каменной стене перед ним проступило игровое меню, и он с воплем ткнул дуло дробовика в слово “выход”.
Иллюзия рассеялась. Он сидел перед мирно гудящим компьютером, глаза слезились, клавиатура под закостеневшими пальцами была разбита вдрызг. Западала кнопка, которую он в игре принимал за спусковой крючок.
Паренек отключил компьютер и уснул прямо на стуле. Пришедшие на работу сотрудники увидели, что все тело у него покрыто синяками.

С. Лукьяненко
“Лабиринт отражений”

– Понятие “виртуальная реальность” сейчас у всех на слуху. Что это такое, по-Вашему?

– Принято считать, что виртуальная реальность – это иллюзия, когда человеку кажется, что он находится в каком-то ином мире, не в том, в котором он пребывает реально. Иллюзия эта создается с помощью воздействия на органы чувств. Но в фантастике под виртуальной реальностью обычно понимается такая иллюзия, которая вызвана воздействием уже не на органы чувств, а непосредственно на мозг, на сознание. Человек может сидеть дома, у компьютера, а в его мозг с помощью каких-то фантастических средств проецируются некие образы. И большинство людей именно так понимают виртуальность.

Но вот что принципиально важно: человек может с этим искусственным миром взаимодействовать. Он не только наблюдает происходящее и испытывает стопроцентную иллюзию, будто находится там, но может протянуть руку и сорвать яблоко, надкусить его и сморщиться от кислого вкуса. Может бросить камень – и тот покатится вниз с горы, вызвав лавину. Ну и так далее. Разумеется, чем больше мы подключаем внешних каналов информации, тем правдоподобнее становится этот иллюзорный мир, тем легче человеку его достраивать. Но даже играя в компьютерную игру или просто участвуя в какой-то сетевой дискуссии, человек может напрячь воображение – и для него это будут уже не строчки на экране, а реальная беседа, реальные эмоции, реальный накал страстей...

– Но ведь и в реальной жизни самое главное – это человеческие переживания, мысли, чувства. Все остальное – лишь фон. Так, может, не столь уж важно, каким будет этот фон, реальным или искусственным? Если в виртуальности люди испытывают глубокие чувства, реализуют себя творчески, преодолевают свои психологические комплексы, находят друзей – может, это и есть их настоящая жизнь?

– В этом есть доля правды. Действительно, есть множество примеров, когда людям очень помогает такое вот виртуальное общение. Для кого-то оно становится просто спасением от одиночества, от тяжелых жизненных обстоятельств. Но, к сожалению, человека всегда тянет в крайности, и очень легко не заметить ту грань, переступать которую опасно. Простейший пример: бокал сухого вина в день полезен для здоровья. С этим не станет спорить ни один врач. Но очень мало кто способен остановиться на одном бокале вина и не довести дело до ежедневной бутылки водки.

Точно так же и виртуальная реальность – она создает своеобразный наркотический эффект, она затягивает. И то, что вначале, быть может, действительно помогало человеку преодолеть какие-то комплексы, найти друзей, реализовать свои таланты – со временем становится смыслом его существования. А рядом, возможно, страдают от невнимания, от нехватки общения живые, реальные люди. Но ему важнее беседа с кем-то, кого он никогда не видел, хотя это общение для него зачастую абсолютно бессмысленно. Точно так же и наркоман ради своих наркотических иллюзий и удовольствий разрушает и жизнь близких, и свою собственную.

– Можно ли считать Ваш “Лабиринт отражений” своего рода романом-предостережением?

– Отчасти да. Я не отрицаю полезных сторон виртуальной реальности, но слишком уж много тут опасностей. Это, прежде всего, отрыв от действительности, когда для человека единственно значимыми становятся ценности виртуального мира, а реальная жизнь с ее проблемами, обязанностями, ответственностью воспринимается как скучный фон, как досадная необходимость, сродни отправлению физиологических нужд. В виртуальности люди совершенно серьезно влюбляются, ссорятся, воюют. Порой происходят страшные трагедии, когда они даже кончают с собой. Рушатся реальные семьи, жизни, отношения.

То есть виртуальный мир – это не что-то эфемерное, малосущественное. Этот мир, живущий по своим законам, ощутимо влияет на мир реальных человеческих взаимоотношений. А поскольку виртуальность позволяет намного расширить круг общения человека, дает ему гораздо больше контактов, чем он имеет в реальной жизни, то какие-то эмоциональные предохранители просто не выдерживают. Разумеется, это достаточно опасный процесс. В виртуальность очень легко заиграться, позволить ей вытеснить живую реальность и решить, что этот не существующий на самом деле мирок – важнее настоящего.

А у Вас самого пребывание в “виртуальном” пространстве с годами не занимает все больше времени? Я имею в виду и сетевое общение, компьютерные игры, телевизор...

– Телевизор, скорее, занимает все меньше времени. Есть две-три передачи, которые я стараюсь смотреть в течение недели, ну, и новости мельком глянешь, чтобы быть в курсе происходящего в мире. А вот общение в компьютерных сетях действительно занимает много места. Я знаю за собой этот порок, точно так же, как, например, курение. И точно так же пытаюсь с ним бороться и по мере сил ограничивать себя в виртуальном общении. Просто потому, что понимаю – практически никакой пользы мне от этого нет.

Но я осознаю, что это – моя психологическая зависимость. Мой роман “Фальшивые зеркала”, продолжающий “Лабиринт отражений” – он же, по сути, именно об этом. Там все как раз и построено на том, что главный герой пытается преодолеть свою интернет-зависимость. Ну а что касается компьютерных игр – да, я в них с удовольствием играю, когда на это есть время, что, правда, случается нечасто. Но вообще, если выдастся свободная минута, я, скорее, предпочту книжку почитать.

– После того, как Вы крестились, отношение к этой проблеме как-то изменилось?

– Я бы не хотел совсем уж демонизировать виртуальную реальность и говорить, что это одно лишь беспросветное зло. Но помимо того, что человек способен прожигать свою жизнь в тех же играх и чатах, у меня с некоторых пор появилось и другое опасение. Мне кажется, что та степень свободы, которая характерна для виртуальной реальности, слишком близка к вседозволенности. И это очень серьезная проблема, имеющая непосредственное отношение к религии – хотя бы потому, что наша этика основана на религиозных ценностях, как бы это ни отрицали атеисты.

Понимаете, мир, созданный в виртуальности, может быть совершенно аморален, отвратителен – и при этом не противоречить законодательству, не причинять физического и материального вреда окружающим людям. Поэтому создается ощущение, будто это допустимо. Но на самом деле человек, смакующий все это в виртуальности, наносит реальный вред – в первую очередь, своей собственной душе.

Кликнуть мышкой по иконке...

– Вика, вход в сеть, – крикнул я. Подбежал к машине.
“Выполнено”.
– Режим работы – без погружения. Соединение с адресным бюро Диптауна.
“Выполнено”.
Я вздохнул, глядя на открывшееся окошко терминала.
– Найти список религиозных и культовых учреждений. Войти в подкаталог “Храмы”.
Список оказался немаленький. Чего там только не было... и храмы настоящих, старых религий, и Храм Восходящего Солнца, и Затерянный Храм, и Храм Крепкого Сна, и даже Храм Вкусной и Здоровой Пищи.
Фантазия у людей есть, а полсотни долларов в год – тоже не самые большие деньги.

С. Лукьяненко,
“Фальшивые зеркала”

– Нередко о верующих людях тоже говорят, что они живут в неком виртуальном, придуманном мире, уходя при этом от проблем реальной жизни. Насколько правомерна аналогия между ними и, скажем, толкиенистами?

– Беда в том, что эта аналогия некорректна только для нас с вами, людей верующих. А с точки зрения неверующих все выглядит совершенно одинаково. Есть чудаки-толкиенисты, которые бегают по лесам с деревянными мечами, говорят на придуманном эльфийском языке. И православные христиане – такие же чудаки, только они собираются в храмах и слушают песнопения на старославянском. Для неверующего человека это явления одного ряда. И объяснять ему разницу – все равно, что убеждать атеиста в существовании Бога. В области веры логические доводы не работают. Так что с предложенной аналогией я не согласен, но доказательства тут невозможны. Для убежденного атеиста – что спорить в сетевых форумах о методах программирования, что точить свой эльфийский меч, что прийти в храм и помолиться, – всё это звенья одной цепи.

– А как Вы думаете, могут ли соблазны виртуальности коснуться религиозной жизни людей?

– Да, такие тенденции есть. Начиная от телевизионной трансляции богослужений, которые для многих людей заменяют реальное посещение церкви, и заканчивая совсем уж экзотическими, на сегодняшний день, вещами вроде “крещения по интернету”. И тут, надо сказать, западный мир заметно опережает Россию. Прежде всего, протестантские конфессии, но отчасти – и Католическая Церковь. Я читал, что уже сейчас можно исповедоваться и помолиться, послав sms-сообщение. Платишь доллар – и пожалуйста, твоя молитва услышана.

C одной стороны, все это уже на грани профанации, вернее, за гранью, с другой – вполне в европейской традиции: точно так же в XVI веке бродили по Западной Европе монахи-доминиканцы, продавали индульгенции. Заплатил – и грехи отпущены. Такая-то бумажка – такой-то грех, такая-то – другой... Сейчас изменился только способ оплаты, а суть та же. Можно провести аналогию и с совсем уж архаичными временами, когда первобытные люди, удачно поохотившись, оставляли часть добычи лесным духам. Совершаются некие внешние действия, не затрагивающие твоего сердца, и тем самым покупается благосклонность высших сил.

Понимаете, самое страшное даже не то, что это происходит. Страшнее то, что это развивается угрожающими темпами, и те церкви, которые однозначно отрицают такие методы, заведомо теряют значительную часть потенциальных прихожан. Это для нас с вами выглядит смешно и шокирующее – прийти в виртуальную церковь на виртуальное богослужение. А ведь вполне возможно, что лет через 5-10 для молодого человека, который прочитал Библию и решил, что верит в Бога, это будет вполне естественно. Он найдет в сети сайт, где пообщается с настоящим живым священником и, заплатив по кредитке некую сумму, получит виртуальное крещение, а потом будет регулярно заходить на этот сайт и так же виртуально исповедоваться.

– Но ведь это всего лишь игра в духовную жизнь!

– В том-то и ужас, что нет! Это нам с вами дико, нам это кажется игрой, а для него это будет совершенно серьезно. Почему игра? Он точно так же общается с друзьями, точно так же находит себе любимых, точно так же работает – сидя дома перед монитором и отправляя результаты своей работы по электронной почте. Зарплату ему перечисляют на банковскую карточку, на эти деньги он по Интернету заказывает продукты и вещи. И ему, вполне возможно, представляется дикостью, что какие-то люди добровольно отказываются от таких удобств, едут куда-то, выстаивают долгую службу... Зачем? Можно ведь несколько раз щелкнуть мышью, войти в виртуальную церковь, купить и зажечь виртуальные свечи...

При этом он не будет ни глумиться, ни издеваться, он совершенно искренне станет молиться и исповедоваться в виртуальности – просто потому, что не поймет разницы. Для него виртуальный мир, в котором он проводит большую часть своей жизни, будет столь же реален, как дождик за окном. Столкнувшись с нашим недоумением, он возмущенно возразит: “Зачем создавать себе сложности? Может, мне и сделанную работу отправлять начальству бумажным письмом, а не электронным?”

А духовная подмена здесь в том, что человек начинает воспринимать религию, Церковь, веру как одну из сторон обыденной, привычной жизни. И в этом, кстати, повинно будет не наличие виртуальной реальности, а вообще весь строй современной жизни, “дух века сего”. Видя, что всё вокруг успешно подвергается виртуализации, человек решит, что и религия не должна стать исключением. И самая страшная опасность в том, что это будет совершенно искренне и честно – при полном непонимании, что такое духовная жизнь, по каким законам она строится...

– Но неужели Вы думаете, что традиционные христианские конфессии на это пойдут?

– Беда в том, что всегда найдутся какие-то христианские церкви или общины, которые предложат именно такой вариант. Можно спорить, кто именно это будет – в смысле конфессиональной принадлежности. Можно спорить о том, чем они будут при этом руководствоваться – добрыми ли намерениями, злым умыслом, или просто циничным расчетом заработать немножко денег на виртуальных свечках... Но в любом случае появятся (да уже появляются!) те, кто это предложит. Может быть, из самых добрых побуждений – вот, мол, молодежь в церковь не ходит, надо ей помочь: создадим виртуальную церковь, вот молодежь-то и потянется...

Девальвация чувств

– Глубина дала вам миллионы зеркал, дайвер. Волшебных зеркал. Можно увидеть себя. Можно глянуть на мир – на любой его уголок. Можно нарисовать свой мир – и он оживет, отразившись в зеркале. Это чудесный подарок. Но зеркала слишком послушны, дайвер. Послушны и лживы. Надетая маска становится лицом. Порок превращается в изысканность, снобизм – в элитарность, злоба – в откровенность. Путешествие в мир зеркал – не простая прогулка.
Очень легко заблудиться.

С. Лукьяненко,
“Лабиринт отражений”

– Не приводит ли виртуализация жизни к тому, что люди становятся равнодушнее друг к другу?

– Я бы сказал иначе. Происходит некая девальвация чувств. Попробуй рассказать в интернете какую-нибудь трогательную историю – огромное количество людей искренне прослезятся, посочувствуют и закричат, что готовы помочь.

Например, сравнительно недавно американский писатель Роберт Шекли, приехав на конгресс фантастов в Киев, тяжело заболел. Потребовались немалые средства на лечение, а надо сказать, Шекли человек весьма небогатый, живет на пенсию. И когда в интернете бросили клич, множество людей закричали: “Конечно, поможем! Это же наш любимый писатель, мы выросли на его книгах!”. Но когда стали поступать средства, оказалось, что тех, кто реально послал деньги – на порядок меньше.

И дело не в том, что люди врали, изображали сочувствие – нет, они, я думаю, совершенно искренне загорелись, решили для себя завтра же непременно помочь любимому писателю. Но назавтра они прочитали другую трогательную историю – про больную девочку, или про собачку, которой отдавили лапку, или про дом престарелых, которому ни на что не хватает денег – и точно так же вспыхнули и закричали: сейчас, сейчас, мы готовы помочь!.. Наверное, у человека есть некое предельное количество сочувствия, которое он способен проявить. Конечно, у всех по-разному. Есть люди, которые всю свою жизнь посвятили другим – но таких ведь всегда было очень мало.

А обычный человек просто не может переварить то количество горя, которое выплескивается на него в интернете. То есть в пределах нашего реального круга общения мы, естественно, пытаемся помочь нашим близким. Но когда входишь в сеть и твой круг общения невероятно расширяется – то, во-первых, у тебя остается гораздо меньше сил на близких людей, а во-вторых, всем дальним ты все равно помочь не сможешь. Даже если ты миллиардер...

– А что же дальше?

– А дальше человек попадает в психологическую ловушку. Видя, что почти никому не может помочь, он испытывает душевный дискомфорт. И тогда включаются некие защитные механизмы. Он убеждает себя, что ничего особо страшного не случилось: “Откуда я знаю, что это правда? Я ж не видел этого человека... Может, я сейчас перечислю туда деньги, а кто-то на эти деньги пойдет в ресторан (а так, увы, тоже случается). И вообще, разве может быть, чтобы никто не спас этого больного ребенка, или этого больного писателя, или эту больную собачку? Кто-нибудь обязательно поможет”.

Человеку не хватает ни душевных, ни материальных ресурсов, чтобы откликнуться на всё, что обрушивает на него сеть. И тогда он либо закрывается от всего этого, либо цинично решает: “Нет, я в это не верю! Всем не поможешь, кого надо спасти, того Бог спасет”.

Мы переболеем. Обязательно!
Странно. Уже почти нет разницы – между глубиной и реальностью.
Пространства в пространствах... если бы какой-нибудь злой шутник обладал избытком денег и времени – он мог бы соорудить для меня виртуальный мирок, копирующий Москву. Реальную Москву, в которой я бываю. Десяток магазинов, пяток квартир, два кусочка природы... Даже не пришлось бы возиться с театрами, консерваториями, библиотеками. Хотя с ними и не надо возиться – их аналоги в виртуальности есть.
Ну вот, началось! Раньше это называли дип-психозом, потом стали говорить “с матрицы съехал”, сейчас в ходу совсем уж невинный эвфемизм “заблудился”. Так говорят про тех, кто начинает путать реальный и виртуальный мир, сомневаться, что живет в настоящем мире.

С.Лукьяненко,
“Прозрачные витражи”

– Высокие технологии постоянно развиваются. Совершенствуются и технические средства погружения человека в виртуальную реальность. Не приведет ли это к тому, что спустя какое-то время человек попросту перестанет понимать, в каком мире находится – в реальном или виртуальном?

– Я очень боюсь сказать, что такое возможно. Но если это и случится – это будет крах нашей цивилизации, технологический конец света. Быть может, это и не приведет к окончательной гибели человечества, но в итоге люди начнут разбивать компьютеры камнями, а того, кто вновь изобретет электрогенератор, проклянут на веки вечные. Потому что если они потеряют ощущение реальности, если они откажутся от нее ради призрачной виртуальной жизни – это непременно кончится глобальной технологической катастрофой. И выжившие возненавидят компьютеры, а заодно и науку с техникой.

Но я надеюсь, что этого не случится. Возможно, нынешние дети и подростки, которые воспринимают компьютеры и всё, что с ними связано, как нечто обыденное, не более, чем рабочий инструмент, выработают какой-то иммунитет, позволяющий различать, где реальность, а где виртуальность.

Кстати, недавно я прочитал замечательный роман Дэвида Брина “Глина”, который настоятельно рекомендую всем верующим людям – в нем подняты очень глубокие вопросы: о сознании, о душе, о развитии человечества. Так вот, помимо всего прочего, там довольно ехидно описаны фанаты виртуальности. Дескать, мир некогда пережил всеобщее увлечение виртуальностью, но все этим переболели и успокоились. Остались лишь отдельные чудаки, которые по-прежнему сидят в сетях, в своих вымышленных мирах, а все окружающие смотрят на них с жалостью: вот, мол, бедные, убогие, ущербные люди, ну что с них взять?

Надеюсь, что все именно так и будет. Конечно, кто-то так и не сможет побороть искушение виртуальностью, но вряд ли процент таких людей окажется фатальным.

– Раз уж разговор зашел о детях... Можем ли мы помочь им правильно сориентироваться при столкновении с виртуальной реальностью?

– Самое главное – это личный пример родителей. Знаете, есть такая сто раз обыгранная в карикатурах ситуация: папа, держа во рту сигарету, объясняет маленькому сыну, что курить вредно. Точно так же, если человек сам поддался соблазнам виртуальности – он может говорить миллион хороших слов, в том числе о вере, может даже в церковь ходить, но на ребенка все равно подействует только личный пример.

Конечно, говорить на эти темы с детьми, особенно с подростками, необходимо. Но при одном обязательном условии – родители должны хорошо разбираться в теме. Если же все познания об Интернете и о компьютерных играх они черпают из каких-то сомнительных листовок и брошюрок, то ничего хорошего не выйдет. Видя, что мама или папа допускают грубейшие ошибки, ребенок подумает: раз они ошибаются в деталях, то, наверное, ошибаются и в главном.

– Так что же все-таки нужно делать, чтобы виртуальная реальность не разрушила нашу цивилизацию?

– Эх, если бы я мог дать простой и легко исполнимый рецепт!.. Надо учить, надо воспитывать. Надо помогать человеку найти для себя в настоящей жизни какие-то якоря, которые не дадут утонуть в виртуальности. Этих якорей очень много – весь мир вокруг нас. Он достаточно прекрасен, чтобы держаться за него.

Но, пожалуй, самый мощный якорь – это вера, Церковь. Именно настоящая духовная жизнь помогает человеку справиться с искушением виртуальностью с ее “абсолютной” свободой.

* * *

Латинское слово "виртуальный" пришло в русский язык ещё в докомпьютерную эпоху. Его употребляли физики как синоним слова воображаемый или возможный, то есть реально не существующий, но допускающий формальное рассмотрение как "якобы реально существующий". Именно в этом смысле применялись русскоязычные термины "виртуальные перемещения" в классической механике и "виртуальные частицы" в квантовой теории поля. А вот в английском языке слово virtual издавна имело более широкий смысл (его первое значение – "фактический, действительный", а virtuality изначально преводилось как "сущность, существо, фактическая сторона" и лишь потом – как "виртуальность").

* * *

В Китае появились особые лечебные учреждения, которые специализируются на избавлении подростков от интернет-зависимости. Они используют метод шоковой терапии, воздействуя на изможденные интернетом организмы 30-вольтовыми разрядами тока. Одной из первых эту практику внедрила центральная клиника в Пекине. По словам зав. отделением наркозависимости Тао Рана, после лечения током у пациентов наблюдаются значительные улучшения: они лучше спят, у них нормализовалось давление и снизилась патологическая тяга к виртуальному общению.

* * *

5 июня 2005 года в Екатеринбурге 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов. С началом школьных каникул мальчик практически переселился в компьютерный клуб и проводил в виртуальных сражениях по 10-12 часов в сутки.


2007-09-30 19:23:01


Источник: http://www.foma.ru/


ИСКУШЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко предостерегает Статьи. Новое в данном разделе.
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливымКак следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливым
Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.
Ораниенбаум и его дворцыОраниенбаум и его дворцы
Путешествие в НикосиюПутешествие в Никосию
Как укрепить душу во время поста?Как укрепить душу во время поста?
История Казанской иконыИстория Казанской иконы
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Христианская символика: Ихтус
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Пасхальные традиции
Пещерный город Чуфут-КалеПещерный город Чуфут-Кале
Что подарить ребенку на день святого Николая?Что подарить ребенку на день святого Николая?
Немного о Виннице, соборная площадьНемного о Виннице, соборная площадь
Рождественский пост: что можно и чего нельзя?Рождественский пост: что можно и чего нельзя?
Исаакиевский собор - музей для душиИсаакиевский собор - музей для души
Паломничество на АфонПаломничество на Афон
Англия. Холм святого МихаилаАнглия. Холм святого Михаила
Стамбул - столица двух культурСтамбул - столица двух культур
Неуловимая Босния и ГерцеговинаНеуловимая Босния и Герцеговина
Болгарский город НесебырБолгарский город Несебыр
Замок Буда в ВенгрииЗамок Буда в Венгрии
Интересно о СтамбулеИнтересно о Стамбуле

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2019 Причал
Наши спонсоры: